Беслан, Северная Осетия: 340 погибших, в том числе 150 детей, 700 раненых. Террористы вновь избрали жертвами ни в чем не повинных людей. Под угрозой - само право на свободную и мирную жизнь. Пора уже в мировом масштабе выработать эффективную политику, позволяющую избавить нас от террора.
Международной правовой системе, установленной ООН, пришел конец - терроризм разрушил ее до основания. В условиях войны 21 века моментально устарели нормы, разработанные в конце второй мировой войны и действовавшие в период войны холодной, где противниками выступали государства.
Нынешний враг подобен вирусу: его не выявишь и не ликвидируешь традиционными методами. Ни одно государство на официальном уровне не поддерживает терроризм, так что переговоры вести просто не с кем. Армии в данном случае бесполезны, ведь у них нет традиционного противника - вражеской регулярной армии: есть только отдельные люди или небольшие группы, использующие не только оружие, но даже автомобили или самолеты, нападающие на любые объекты, лишь бы это привело к максимальному количеству жертв. Такова военная стратегия международного терроризма - стратегия асимметричной войны.
Для подобной нетрадиционной войны необходимо разработать новую глобальную стратегию. Чтобы она могла быть эффективной, ее объектами должен стать не только сам терроризм, но и провозглашаемая им идеология, экономические условия, в которых он существует, политические структуры, которыми он пользуется - одним словом, сама 'среда его обитания'. Поэтому стратегия свободного мира должна носить военный, политический и экономический характер одновременно. Если мы хотим избавиться от террора, необходимо разработать и провести в жизнь на международном уровне политический курс, объединяющий все ресурсы свободного мира для уничтожения терроризма, обеспечения экономического благополучия и расцвета демократии во всем мире.
Остановимся поподробнее на некоторых его главных элементах:
Во-первых, необходимо обеспечить гарантии безопасности за счет международной политики 'большой дубинки'. В международном законодательстве следует учесть, что после 11 сентября характер внешнеполитических отношений изменился. ООН должна получить возможность в случае необходимости без промедления пустить в ход действенные инструменты возмездия. В тех случаях, когда страны, подозреваемые в укрывательстве или подготовке террористов, отказываются допустить на свою территорию международных инспекторов или представить нужные документы, процедуру получения санкции на международное вмешательство необходимо ускорить, что позволит более эффективно оказывать давление на такие государства. Их нельзя оставлять в покое, ведь цена невмешательства крайне высока: как и при обычном заболевании, лечение лучше начинать сразу, а не запускать болезнь.
Во-вторых, необходимо сломать экономические барьеры, чтобы в мире установилось материальное благополучие. Это - экономическая сторона борьбы. Скажем четко: бедность - лучшая почва для вербовки новых террористов. Это идеальная среда для фанатиков, разжигающих ненависть к богатой западной цивилизации, для растущего недовольства, гнева и насилия. Изоляция от глобального процветания усугубляет нищету, поэтому важнейшее значение имеет развитие свободной торговли в таких взрывоопасных регионах, как Ближний Восток или Африка, которая распространит на них экономическое благополучие. Когда у людей есть надежда накопить денег и выбраться из нищеты, они начинают усердно работать, а не закладывать бомбы. Глобализация уже дает бедным странам определенные преимущества, но это только начало. А свобода торговли неизменно ведет к построению свободного и открытого общества.
В-третьих, не забудем о демократии, основанной на уважении к политическим традициям конкретных стран. Как мы знаем, свобода торговли связана не только с экономикой, но и со свободным распространением идей - особенно идей, служащих просвещению всего человечества. При этом мы не должны вести себя как колонизаторы и требовать от ближневосточных и африканских стран заимствования нашей политической системы. Если мы хотим, чтобы демократия стала неотъемлемой частью их политического процесса, надо позволить им создать собственные разновидности демократии, ведь простой перенос ее американского варианта, скажем, на иракскую почву, может окончиться провалом. Его результатом может стать возвращение Ирака к диктатуре.
Для создания этого нового миропорядка понадобятся гигантские усилия всего свободного мира при опоре на обрисованную выше глобальную стратегию и единственную сверхдержаву, существующую после окончания Холодной войны - Соединенные Штаты. Началась новая мировая война, в которой решающая роль не принадлежит военным. Безопасность, экономическое процветание и демократия - вот триединое оружие свободного мира для победы над террором.