Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Последствия 'российского 11 сентября'

Жестокий захват заложников в Беслане стал серьезнейшим испытанием для Путина. Каковы будут последствия, особенно для американо-российских отношений?

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Путин столкнулся с самым тяжким испытанием за весь срок своего президентского правления. Его восхождение по ступеням власти с 1999 года было в значительной степени вызвано глубоким разочарованием общества: экономика находилась в хаосе, а государство оказалось беспомощным и неспособным к решительным действиям перед лицом неотступной угрозы чеченского терроризма. Преодоление слабости стало главным отличительным моментом президентства Путина. Однако последние теракты продемонстрировали наличие серьезных провалов и недостатков в российских службах безопасности. Будучи бывшим офицером советского КГБ, Путин должен ощущать себя довольно неловко - как профессионал и как человек.

Стало ли 4 сентября с его кровавой бойней в североосетинском городе Беслане, в которой погибло по меньшей мере 334 человека и сотни были ранены, российским 11 сентября? Хотя российские газеты уже так и говорят, сравнение может показаться неуместным. В отличие от терактов в США, это нападение не было посягательством на главные символы власти России. Более того, количество погибших гораздо меньше.

Тем не менее, злодеяния террористов в Беслане могут оказать огромное воздействие на Россию, такое же, как события 11 сентября 2001 года на Соединенные Штаты Америки. Президент Владимир Путин сам признал это, заявив, что международный терроризм объявил 'полномасштабную войну' России и призвав народ мобилизоваться, чтобы дать терроризму отпор.

Эффект бумеранга?

Это заявление вполне можно было бы посчитать эмоциональной реакцией на ужасающие преступления против детей. Однако инвесторам всего мира не мешало бы вспомнить, что Путин пришел к власти, дав обещание 'замочить [чеченских] террористов в сортире' чтобы навести в стране порядок и восстановить законность.

Жесткие обещания президента могут, тем не менее, ударить по нему подобно бумерангу. Он сделал себе имя, выразив готовность принять жесткие меры против 'мятежной провинции' - Чечни. Если в результате террористических атак на Россию и ее интересы Путин будет выглядеть как слабый лидер, это нанесет ущерб его президентству. Такой довод может стать поворотной точкой для Путина.

Нападение на школу стало четвертым терактом в России за десятидневный период. Перед захватом в Беслане были уничтожены два авиалайнера с 99 пассажирами на борту, а также террористка-смертница произвела взрыв возле станции московского метро, унесший 11 жизней. Огромные потери, понесенные в последние моменты осады бесланской школы, поневоле вызывают сравнение с октябрем 2002 года, когда был проведен штурм московского театра на Дубровке, в котором чеченские повстанцы удерживали несколько сотен заложников. До этого в России были и другие случаи подобного рода, такие как захват большого количества заложников в Буденновске в 1995 году, в Кизляре и Первомайском в 1996-м. В последних двух случаях террористам позволили свободно уйти в обмен на освобождение заложников.

Мощный удар по Путину.

Путин столкнулся с самым тяжким испытанием за весь срок своего президентского правления. Его восхождение по ступеням власти с 1999 года было в значительной степени вызвано глубоким разочарованием общества: экономика находилась в хаосе, а государство оказалось беспомощным и неспособным к решительным действиям перед лицом неотступной угрозы чеченского терроризма. Преодоление слабости стало главным отличительным моментом президентства Путина. Однако последние теракты продемонстрировали наличие серьезных провалов и недостатков в российских службах безопасности. Будучи бывшим офицером советского КГБ, Путин должен ощущать себя довольно неловко - как профессионал и как человек.

Российское правительство делает все возможное, чтобы наклеить на этот теракт ярлык 'нападения международного терроризма на Родину', ответом на которое может быть только всеобщая война. Какие последствия может иметь такая война на геополитической арене - и для мировых рынков?

Американо-российский альянс может укрепиться.

Путин многое получил от заключения союза с США после терактов 11 сентября 2001 года. Можно ожидать, что события в Беслане приведут к дальнейшему укреплению данного альянса. Действительно, этот союз может теперь охватить сферы, которые ранее не затрагивались. Политические последствия такого углубленного сотрудничества будут иметь значение не только для России.

- США и Россия могут углубить свои взаимоотношения путем развития сотрудничества в области нефтяного экспорта в Америку. Это уменьшит зависимость Соединенных Штатов от стран Персидского залива.

- Две страны могут наладить более тесное сотрудничество в обуздании исламского фундаментализма в Содружестве Независимых Государств, которое объединяет все бывшие республики Советского Союза за исключением Прибалтики.

- Россия может даже рассмотреть возможность направления своего воинского контингента в Ирак, который присоединится к международной коалиции.

- Драма в Беслане может укрепить позиции Джорджа Буша в его борьбе против 'международного терроризма' накануне президентских выборов.

Россия получит свободу действий в 'своем огороде'.

На развитие американо-российских отношений охлаждающее воздействие оказывало военное присутствие США в Центральной и Восточной Европе, а также в ряде бывших стран СНГ. Более того, западные правозащитные организации продолжают привлекать внимание общественности к масштабным нарушениям Россией прав человека в Чечне, несмотря на то, что Белый дом хранит полное молчание по этому поводу. В свете последних трагедий администрация Буша может дать Москве 'карт-бланш' в ее действиях на Кавказе по 'разрешению проблемы терроризма'.

Несомненно, это будет иметь для Путина положительное значение. Но циклы насилия в Чечне и в России все ускоряются. На этой неделе одна ведущая российская газета предупредила, что в обществе усиливается ненависть и гнев по отношению к чеченскому терроризму. Вывод ясен: либо Путин предпримет какие-то решительные действия по устранению проблемы терроризма (читай - чеченской проблемы), либо гнев общества обрушится на него и на его правительство.

Последствия для российской экономики - положительные и отрицательные.

Около 70 процентов российского экспорта составляют энергоресурсы и полезные ископаемые. Поэтому экономика страны получила огромные выгоды от почти пятикратного с 1998 года увеличения мировых цен на нефть. Но российская экономика получила огромные выгоды и от политики США, которой те следуют после 11 сентября. В конце концов, американо-российское сотрудничество, которое находилось на очень зыбкой почве из-за выхода США из Договора по ПРО и других международных договоров, после атак на США начало вновь укрепляться.

Прямым следствием всего этого стало рекордное увеличение Россией объемов добычи нефти и экспорт ее в США. А более тесное сотрудничество с Соединенными Штатами может иметь и дальнейшее положительное значение для российской экономики, которая в первом квартале увеличила объемы производства на 7,4 процента. Однако эту радужную перспективу, как и в США, закрывают тучи террористической угрозы. Чеченские и иные группировки становятся все смелее и агрессивнее, в связи с чем острие последующих атак может быть направлено на российскую нефтяную промышленность.

Другие рыночные последствия.

У России существенно меньше запасов нефти, чем у Ближнего Востока, однако по состоянию на сегодняшний день она является крупнейшим в мире производителем нефти. Мировые финансовые рынки должны пристально следить за любой возможной угрозой Путину. Нефтяные рынки получат мощный удар, если террористы осуществят теракты на российских нефтепроводах. Экономика Европы более других уязвима для таких нападений, поскольку полностью зависит от импорта российского газа и нефти. Нестабильность в России способна вызвать падение курса евро по отношению к другим валютам. Кроме того, это может вызвать дальнейшее усиление колебаний на рынке долговых обязательств России.