Москва. - В пятницу президент России Владимир Путин изменил свое прежнее мнение и сообщил, что парламент проведет официальное расследование трагедии заложников в Беслане, унесшей жизни более 330 человек.
Российские критики Путина встретили эту новость со скептицизмом, а зарубежные наблюдатели - едва ли не с насмешкой. Все прогнозируют, что расследование только снимет со спецслужб обвинение в бесланском кровопролитии. Однако, у Путина могут быть совсем другие планы.
В начале недели Путин заявил, что официальное расследование бесланской трагедии не нужно, так как оно 'может превратиться в политическое шоу'. Этот комментарий был многими воспринят как неверие в профессионализм парламента и нежелание Путина поддержать публичное расследование событий прошлой недели, повлекших за собой громадные человеческие жертвы.
Изменил ли Путин свое мнение, желая умиротворить критиков? Неужели все еще относительно свободные российские печатные СМИ настолько сильны, чтобы заставить президента передумать? Может быть, он изменил свою позицию, чтобы заверить Запад и западные СМИ в том, что Россия при Путине не так авторитарна, как все больше и больше думают в мире? Возможно, он считает, что открытого расследования требует общественное мнение.
Ни один из вышеприведенных аргументов не объясняет мотивов Путина. За исключением нескольких заметных случаев, Кремль никогда особенно не волновали редакционные статьи и комментарии в печатных СМИ. Из сообщений о встрече Путина с зарубежными журналистами и аналитиками в начале недели четко следует, что Путин не потерпит, чтобы иностранцы учили его, как управлять Россией.
На самом деле, именно Путин взял инициативу и объяснил иностранцам, что они неправильно понимают Россию. Путину важно общественное мнение, но, когда дело доходит до спецслужб и армии, решения принимает Кремль, а не опросы общественного мнения.
Откуда же такая смена точки зрения? Это решение следует рассматривать в контексте других заявлений Путина, сделанных им относительно бесланской трагедии. 4 сентября, за день до завершения кризиса с заложниками, Путин открыто заявил по национальному телевидению, что российские силы безопасности неспособны адекватно защитить государство и его граждан или бороться с терроризмом. Причиной этой неадекватности является коррупция, пронизавшая все уровни служб безопасности, которые мало изменились со времени распада Советского Союза.
Изменение Путиным своей позиции не связано с желанием умиротворить критиков - он намеревается использовать официальное расследование не для того, чтобы обелить силы безопасности, но чтобы начать их реформу.
Путина часто критикуют за то, что он остается верен методам, приобретенным за годы службы в КГБ. Порядок он предпочитает законности, ценит иерархии, в которых исполняются распоряжения сверху, и централизацию власти. Эти характеристики и определяют его правление. Также, он чувствует себя комфортно среди людей со сходным мышлением, вышедших из тех же структур - силовики занимают самые высокие посты во власти. Путин поддерживает силы безопасности и полагается на них - и они отвечают ему тем же.
Однако, долгий опыт общения Путина со службами безопасности позволяет ему увидеть недостатки людей, которые служат ему. Когда Путин говорил о коррупции в рядах служб безопасности, он знал, о чем говорит. Он знает, насколько распространена коррупция, и как трудно ее будет искоренить. Это главный вызов для Путина.
Как парламентское расследование может помочь ему в этом начинании? Разумеется он не заинтересован в разрушении одной из опор своей политической власти. Однако, для того, чтобы провести крупномасштабную реформу служб безопасности, он нуждается в механизме легитимации перемен, который не привел бы к отчуждению значительной части его сторонников. Скорее всего, целью открытого расследования будет не обвинение конкретных лиц в том, что произошло в Беслане, а определение того, что необходимо изменить в работе спецслужб. Наверняка, особое внимание будет уделено борьбе с коррупцией.
Несомненно, что как российские, так и зарубежные критики Путина назовут доклад верхней палаты, каким бы он ни был, очковтирательством. И, конечно, никакой доклад не утешит тех, кто выжил в Беслане или потерял своих родных и близких.
Однако, этот доклад может помочь Путину убедить его важнейших союзников в том, что во избежание повторения трагедии необходимы значительные изменения. Это будет нелегко, но у Путина почти нет выбора. Путин утверждает, что террористы стремятся уничтожить Россию. Возможно, он прав, но именно на коррупцию, пронизавшую российские силы безопасности, могут рассчитывать сегодня террористы, готовя очередной удар.