Сначала Москва наряжалась, готовясь к празднованию 857-летия со дня своего основания. Затем декорации были сняты и отложены до следующего года. Первая неделя после террора в Москве началась с двухдневного траура.
Симпатичная сотрудница 'Аэрофлота' весело объявила о новых правилах как о неком достижении. Но никто из стоящих в очереди на таможенное оформление в международном Аэропорту 'Шереметьево-2', не улыбался, а если и улыбался, то усталой или печальной улыбкою. Когда мы летели из Берлина, таможенное оформление длилось почти столько же, как и сам полет - 2 часа 15 минут. Несмотря на то, что очередь вытянулась почти до самого верха лестницы, пассажиры держались мужественно. Многие из них уже опаздывали на свой следующий самолет, поезд и даже пароход.
Сведущие в политике пассажиры высказывали предположение, что такое длительное ожидание связано с недавними терактами. Другие видели причину в том, что пассажиров всех шести самолетов пропускали лишь через три окошка.
Волнение за близких
В течение нескольких часов ни до кого из друзей не дозвониться. Все время занято. Все звонят друг другу, что бы узнать все ли в порядке. Ведь до кровавой бойни в Беслане был еще взрыв у метро 'Рижская'. Там расположены торговый центр 'Крестовский', один из крупнейших рынков города и поэтому всегда многолюдно. Мы в течение десяти лет жили всего в трех минутах от этого места, и теперь волнуемся за своих друзей и знакомых. 'Мы боимся, - признается одна из наших знакомых Люба. - Мы, русские, боимся жить в Москве. Вы только представьте себе. Нужно что-то делать, но все сидят по своим углам'.
Что конкретно нужно делать, она не знает. Может ответ на этот вопрос будет найден во время массового антитеррористического митинга у самых ворот Кремля. То, что русские согласно сообщениям СМИ теперь отказываются лететь в одном самолете с кавказцами, вряд ли может быть решением.
'Операция завершена, террористы уничтожены', говорилось в официальных сообщениях. Сообщалось также о планах по сооружению большого мемориального комплекса в Беслане. Но обсуждение этой печальной темы началось только сейчас. На заседание дискуссионного клуба 'Валдай' по приглашению Российского информационного агентства 'Новости' (РИАН) собрались известные политики и журналисты, а также целый ряд зарубежных экспертов.
Тем не менее, на двухдневном заседании в Великом Новгороде - некогда крупном торговом городе между Москвой и Санкт-Петербургом, царила некоторая беспомощность. Результаты анализа действий российских силовых структур шокируют, по-прежнему неясно, что нужно делать для избежания повторяющихся роковых ошибок. Несмотря на опыт захвата заложников в Буденовске и Первомайском, спецслужбам так не удалось разработать 'адекватные меры', считает Вагиф Гусейнов, директор института стратегических оценок и анализа. Они проявили беспомощность, что привело к многочисленным жертвам, полагает он. При этом ученый говорит о попытках террористов дестабилизировать общество и разжечь межнациональную рознь.
Уполномоченный президента по правам человека Владимир Лукин заявил, что при Советской власти никакого терроризма 'не было или почти не было'. Одним из основных принципов человеческой цивилизации он назвал заповедь 'Не убий' и призвал не разделять террористов на 'плохих и хороших'. Одним из направлений борьбы с терроризмом Лукин считает укрепление гражданского общества.
Главный редактор газеты 'Совершенно секретно' Галина Сидорова назвала терроризм новой разделительной линией в мире, 'к которой мы просто не подготовлены'. Бывший секретарь Совета безопасности, депутат Госдумы генерал Андрей Кокошин упражнялся в терминологии. По его словам, некорректно говорить о борьбе с терроризмом. Правильно говорить о борьбе с 'экстремистскими политическими организациями, использующими терроризм'.
Бывший главный российский оборонщик полковник Виталий Шлыков указал на несоблюдение 'элементарных правил борьбы', напомнив об отказе российского министра обороны Сергея Иванова использовать войска для борьбы с террористами. Нельзя палить из пушки по воробьям, но кто тогда должен это делать, заявил Шлыков. В качестве примера он привел систему народной милиции, созданную в 20-х годах Михаилов Фрунзе, которая, по его словам, была 'эффективнее нынешней'.
Звездный час критиков
Все хотят решительных и действенных мер, обещанных президентом Путиным. Но и сам президент не ушел от критики. Бывший вице-спикер Госдумы Владимир Рыжков, представленный на заседании как влиятельный независимый депутат, обрушился с жесткой критикой и на самого президента и на его 'царскую' администрацию. По его словам, президент заявил, что в России не авторитаризм, а демократия, но парламент делает то, что велит президент. Совет Федерации превратился в 'жалкий', не имеющий ни какого авторитета орган, закон о партиях в значительной степени не позволяет гражданам самоорганизовываться. На телевидении, обладающим большим влиянием и широкой аудиторией, не осталось ни одного канала с независимым новостным вещанием, заявил Рыжков. В России сложилась 'ориентированный на личность авторитарный режим', заключил депутат.
Указывая на бездействие демократических институтов и структур, он напомнил о том, что 'Советский союз развалился тогда, когда всех перестали принимать всерьез'. Действия федерального центра в Чечне постоянно оказывались в центре внимания. Участники говорили о том, что бывшему президенту Ингушетии Руслану Аушеву удалось освободить 26 заложников, а 'избранному Кремлем' президенту Чечни - ни одного. Кто-то из участников назвал происходящее гражданской войной, другой его поправил: просто 'война'. Но, по мнению Москвы, Чечня составная часть России. Поэтому трудно дается и сама постановка вопроса, неясно, относится ли проблема Чечни к 'внутреннему развитию', или нет.
Мрачную картину этого развития рисует главный редактор газеты 'Завтра' Александр Проханов. По его оценке, Россия находится под угрозой развала и несет территориальные потери. Коррупция, считает он, съедает все средства, но авторитаризм Путина - это недостаточный ответ. Он обвиняет руководство страны в попытке 'перераспределения общественных симпатий', считая, что стране нужны не войны, а консолидация.
Сторонники Путина указывают на то, что народу всегда был нужен 'добрый, умный и по возможности непьющий царь'. Депутат Госдумы из Перми Андрей Климов считает, что не существует такой модели, которая была бы приемлемой и для народа и для элиты, как не существует в России правящей партии, которая руководила бы президентом. Другой депутат Думы считает существенным плюсом тот факт, что власть с приходом Путина стала более понятной, ведь при Борисе Ельцине уж точно 'никто ни за что не отвечал'. При этом он указывает на то, что и в других странах социал-демократическое большинство в парламенте не блокирует законопроекты, вносимые социал-демократическим правительством.
Как будто каждый из них наверняка знает, кто виноват в преступлениях, в том числе в кровавой бойне в Беслане. У русских всегда был страх перед чеченцами. Еще во времена Пушкина ими, рыскающими с кинжалом по округе, пугали детей. Теперь этот страх снова усилился.
От поспешных обвинений, звучащих из госструктур, прежде всего, страдают 'лица кавказской национальности'. Именно их проверяют чаще всех. Это удобней делать там, где присутствуют соответствующие настроения. Столица Чечни, превращенная российскими войсками в руины, далека. Зато близко то место в Москве, где был взорван жилой дом, а на его месте построены три новых и сооружен памятник погибшим.
Близко и театральный центр 'Норд-Ост', где вместе с террористами во время операции по 'освобождению' погибло столько заложников. И подземный переход под Пушкинской площадью, где в 2000 году прогремел взрыв. Там и сейчас, спустя четыре года, горят свечи, а плюшевый зверек, сидящий рядом, придает всему сооружению невыразимую печаль.