Весь мир наблюдал за ужасной кровавой драмой, устроенной террористами в российском городе Беслане. Банда отъявленных головорезов расправилась с десятками, сотнями детей и взрослых. То, что всем нам пришлось пережить в первые сентябрьские дни, - это больше, чем шок. Преступление просто подавляет своей жестокостью. Беслан стал по-настоящему общенациональной трагедией, трагедией для всего международного сообщества со всей силой напомнившей, что нам объявлена война.
Мы никогда не забудем, как самоотверженно жители Беслана, простые россияне шли на верную смерть, прикрывая своими телами бегущих от бандитов детей. Мы всегда будем помнить подвиг наших спецназовцев, вступивших в схватку с террористами, когда выяснилось, что детей хладнокровно расстреливают. В этой связи горькой правдой прозвучали слова Президента России в телеобращении: страна оказалась не вполне готова к такому развороту событий. Начато всестороннее расследование обстоятельств случившегося, которое позволит установить причины столь масштабной трагедии. Но ясно одно: террористы не отступят от своих преступных, кровавых замыслов, если Россия и другие цивилизованные страны со всей своей мощью и силой не обрушатся на них.
России брошен беспрецедентный вызов, не сопоставимый по своим последствиям ни с чем, что приходилось переживать до этого кому-либо. Поэтому нам нужно многое основательно переосмыслить и разработать новые подходы к обеспечению национальной безопасности. Потребуется принципиальная переналадка всей системы взаимодействия правоохранительных структур на Северном Кавказе. Кроме того, мы в принципе должны лучше подготовиться к реагированию на возникающие чрезвычайные ситуации.
После сентябрьских дней скорби и траура Россия не останется такой, какой была. Это очевидно, как очевидно и то, что Америка изменилась после 11 сентября 2001 г. Сегодня Россия на переднем крае борьбы с международным терроризмом. Именно мы стали объектом агрессии сил зла, именно нашей стране они нанесли глубокие раны. Но у нас есть решимость и сила победить врага, и ему не удастся уйти от возмездия.
Когда наше военное руководство заявляет о готовности России ликвидировать террористов и их базы в любом районе мира, - это не пустые слова. Убежден, что американские партнеры в полной мере разделяют подобный настрой. Нельзя сидеть и ждать, пока враг нападет на твой собственный дом.
Кстати, и США, может быть, стоит задуматься, как еще более энергично и решительно противодействовать глобальной террористической угрозе. Было бы самообманом считать, что после 11 сентября 2001 г. террор больше никогда не придет на американскую землю. Нельзя убаюкивать свою бдительность. Очевидно и то, что ни одно государство не в состоянии в одиночку сломить терроризм. Что сейчас необходимо, так это действия всего цивилизованного мира по решительному отпору угрозе террора. Одних политических сигналов недостаточно. Они должны сопровождаться практическими шагами по налаживанию подлинно международного сотрудничества.
Именно поэтому кощунственно звучат советы некоторых искать иные подходы к борьбе с кровавым террором. Предлагать идти на поводу у террористов, поддаться требованиям тех, кто за ними стоит - значит провоцировать еще более страшные злодеяния и преступления. Путь соглашательства ведет к новым терактам, а значит и к новым бесчисленным жертвам. Это - путь к самоуничтожению, и Россия ни при каких обстоятельствах не пойдет по нему.
Некоторые "эксперты" склонны воспринимать тех, кто совершил в Беслане преступление против человечности, и им подобных, как неких "повстанцев", "сепаратистов" или даже " борцов за свободу". Трудно поверить, что за попытками делить террористов на "хороших" и "плохих" стоят благородные намерения.
С варварами и детоубийцами, для которых насилие и жестокость стали нормами повседневного поведения, переговоров не должно быть. Невольно в этом контексте возникает вопрос: а как американцы реагировали бы, если бы по следам уничтожения Всемирного торгового центра в Нью-Йорке кто-то из российских представителей порекомендовал учесть требования "Аль-Каиды" и вступить в диалог с У.бен Ладеном. Подобное лицемерие не имеет ничего общего с приличиями и моралью и противоречит здравому смыслу.
Мы подошли к такому этапу, когда любой двойной стандарт в восприятии терроризма и террористов должен быть полностью исключен. Под двойными стандартами я имею в виду и предоставление убежища террористам и их пособникам, объявленным правоохранительными структурами в международный розыск. Иначе нам не создать общий, международный фронт против террора. Хочу верить, что после Беслана у нас у всех будет один единственный стандарт борьбы с терроризмом.
На такой лад настраивают в буквальном смысле потоки симпатий, состраданий и солидарности, которые идут в эти дни изо всех уголков Америки. Когда видишь, насколько искренни это сопереживание и сочувствие, эта готовность прийти на помощь, когда видишь море цветов перед нашим посольством, когда многие сотни мужчин, женщин, детей приходят сделать запись в Книге соболезнований и при этом не прячут своих слез, я как посол России в США и просто как человек ощущаю: россияне и американцы - по одну сторону баррикад в схватке с общим врагом.
Я признателен официальной Америке. Я признателен президенту Дж.Бушу, всем членам его администрации, людям в Капитолии за их многочисленные заявления с выражением сочувствия и готовности стоять плечом к плечу с Россией в совместной войне против терроризма. Мне эти заявления напоминают о том телефонном разговоре В.В.Путина с Дж.Бушем, который состоялся в трагический сентябрьский день три года назад. И мы от всего сердца благодарим правительство США, всех американцев за щедрую медицинскую и гуманитарную помощь, которая так нужна пострадавшим в Беслане.
В личном плане отмечу, что никогда раньше не видел в нашем посольстве столько американских детей, сопереживающих трагедию их российских сверстников. Не было у нас в посольстве одновременно и такого количества высокопоставленных лиц администрации США во главе с президентом, которые пришли, чтобы выразить свои искренние чувства скорби по нашим потерям, акцентировать готовность быть рядом с Россией.
Эти трагические дни были наполнены не только леденящими душу новостями и горькими слезами. Эти дни сблизили наши народы. Поэтому одну из важнейших задач на предстоящий период вижу в том, чтобы перевести проявленное сочувствие и симпатии в нечто реально осязаемое, в практические дела. Мы обязаны сделать все, чтобы память о жертвах 11 сентября 2001 г. и трагедии в Беслане вела нас по пути совместной борьбы с терроризмом.
Автор статьи - Посол России в США