Вчера президент Владимир Путин взял в руки пилу, чтобы отпилить и без того слабые корни российской демократии. Объявив о планах ограничения независимости региональных губернаторов и национального парламента (Думы), он обосновал их стремлением укрепить Россию в борьбе против терроризма. В реальности же он не делает ничего подобного. Путин просто использует массовое кровопролитие в Беслане для того, чтобы отхватить новую порцию властных полномочий для Кремля.
Силы безопасности России на самом деле нуждаются в коренном реформировании. Захват заложников в школе продемонстрировал провалы буквально на всех уровнях руководства. Разгневанные российские избиратели справедливо требуют перемен.
Господин Путин уже пообещал провести реформирование всей системы обеспечения безопасности. Однако замена избираемых губернаторов на кремлевских назначенцев и изгнание независимых депутатов из Думы не имеет ничего общего с данной реформой. Озвученные вчера планы - это последний этап кампании, начатой Путиным с момента его избрания президентом в 2000 году по восстановлению авторитарной власти Кремля. За четыре прошедших года он провел наступление на независимые средства массовой информации, урезал полномочия региональных губернаторов и заставил повиноваться олигархов бизнеса. Основатель нефтяной компании "Юкос" Михаил Ходорковский, находящийся в тюрьме по обвинению в мошенничестве - это только один из видных критиков Путина, сокрушенных государственной машиной.
После хаотичного правления Бориса Ельцина определенная консолидация власти была необходима. Центральная власть находилась на грани банкротства, руководство было деморализовано. Однако Кремль заходит слишком далеко: законное восстановление политической власти превращается в создание новой формы авторитарного правления.
Страх перед Кремлем опять возник на улицах страны. Возврата к тоталитаризму быть не может, однако примечательно то, что многие архитекторы нового порядка, как и сам президент, являются бывшими офицерами КГБ.
Большинство россиян не жалуется на этот новый порядок. По их словам, в период правления Путина в страну вернулись экономический рост и безопасность. Однако с последней есть проблемы, особенно в свете трагедии Беслана.
Господин Путин не должен идти дальше по опасной наклонной авторитаризма. История показывает, что авторитарные режимы действуют менее эффективно, чем демократические. По мере усиления властных полномочий центра чиновники все больше боятся действовать самостоятельно, без предварительного одобрения сверху. В Москве уже появляются тревожные сигналы задержек в принятии решений, поскольку все, от аппаратчиков до бизнесменов, ждут благословения Путина, прежде чем начать действовать.
Авторитарные правители особенно плохи в решении таких сложных политических проблем, как чеченская. Усилия Путина по борьбе с терроризмом должны соответствовать его шагам по поиску причин терроризма, включая чеченский сепаратизм. Однако Кремль, пользующийся авторитарной властью, вряд ли будет обращать внимание на такие идеи.
Если наступление авторитаризма началось, остановить его будет все сложнее, особенно в стране со слабыми демократическими традициями. Господину Путину достаточно лишь взглянуть на историю России, чтобы понять, насколько драматичной может быть такая опасность.