Одно из принципиальных отличий между Джоном Керри и Джорджем Бушем, ссылку на которое часто делают в предвыборной кампании, состоит в том, как эти кандидаты намерены привлекать другие страны к борьбе с терроризмом. Зачастую это просто вопрос о том, какой помощи каждый из них будет добиваться от Франции и Германии в решении проблемы Ирака, особенно помощи в военном плане.
Однако, когда речь заходит о более существенных целях США - о предотвращении передачи ядерного оружия террористическим группам, таким как "Аль-Каида", - здесь на первый план выступают Россия и Китай.
Россия играет важнейшую роль в предотвращении возможности получения Ираном технологии производства ядерного оружия. Китай - главное государство, способное помочь Соединенным Штатам в переговорах, направленных на то, чтобы не дать Северной Корее возможности развить собственный атомный арсенал.
Само по себе тревожно то, что обретение Ираном и Северной Кореей ядерного оружия дестабилизирует обстановку в прилегающих регионах. Еще большую тревогу вызывает тот факт, что каждая из этих стран поддерживала терроризм в той или иной форме, и что каждая может стать черным рынком продаж ядерных боеприпасов размером с чемоданчик. Возможно поэтому господин Буш находится в лучших отношениях с руководителями России и Китая, нежели Франции и Германии.
Однако центральный вопрос состоит в следующем. Достаточно ли делает Буш, чтобы убедить Москву и Пекин заставить Иран и Северную Корею отказаться от мечты стать ядерными державами? Или Соединенные Штаты уделяют большее внимание другим своим интересам в отношениях с данными государствами?
Пока господин Буш недостаточно сделал в этом направлении. Именно к такому выводу может подвести встреча в Международном Агентстве по Атомной Энергии (МАГАТЭ), которая должна состояться на этой неделе.
Соединенные Штаты хотят, чтобы руководящий совет МАГАТЭ, состоящий из 35 членов, признал, что Иран препятствует проведению инспекций на предмет наличия ядерного оружия, что он не полностью прекратил обогащение своего урана. Далее Вашингтон хочет, чтобы руководство МАГАТЭ обратилось к Совету Безопасности ООН с просьбой ввести против Ирана санкции. Россия, являющаяся основным поставщиком ядерного топлива и оборудования для Ирана, пока еще имеет возможность остановить программу Тегерана, а также может поддержать США в МАГАТЭ.
Соединенные Штаты признают, что Россия оказывает давление на Иран в данном вопросе, однако результаты пока остаются неопределенными. Китай также, либо из-за своей неспособности, либо из-за нежелания, не оказал своим авторитетом соответствующего воздействия на Северную Корею, чтобы та положила конец программе создания ядерного оружия.
Президентская кампания фокусирует все внимание на военном аспекте борьбы с террористами, в частности, в Ираке. Однако дипломатические усилия в отношении дружественных государств с целью усиления безопасности США могут быть не менее важными.
Возможно, господин Керри предложит более эффективный подход к проблеме. Несомненно то, что МАГАТЭ может отложить рассмотрение вопроса об Иране до проведения выборов в Соединенных Штатах.
Но даже при такой возможности крайне важно вовремя остановить Иран и Северную Корею. И у Буша еще есть шанс показать всем, что он может сплотить Россию и Китай для достижения данной цели.