В своеобразном смешении народов накопился огромный взрывной заряд.
Когда Бог наделял народы мира языками, говорится в легенде лезгин, кавказцы пришли слишком поздно. Тогда Всемогущий поскреб в своем мешке и высыпал крошки над их горами. Результат: на Северном Кавказе, входящем в состав России, площадь которого составляет 179000 квадратных километров, проживают сотни народов и народностей.
Конфликты поэтому были запрограммированы. Чечня является только вершиной айсберга. Почти 70 процентов всех кризисных очагов на территории бывшего СССР сосредоточено на Северном Кавказе.
Посткоммунистическая Россия была до сих пор не в состоянии обезвредить накопившуюся взрывчатую смесь. Хуже того, ошибочная политика Москвы на Кавказе привела к тому, что прежнюю остроту получили притушенные, но неурегулированные конфликты 90 годов.
Эксперты предупреждали сразу же после начала чеченской военной кампании в декабре 1994 года, что конфликт может перекинуться на соседей.
В средние века большинство кавказцев, вынужденное платить дань грузинским царям и обращенное ими в христианство, приняло ислам только после того, как их брат по вере Россия приступила к покорению региона. С самого начала ислам был в большей степени идеологией освободительной борьбы, чем учением спасения. Под зелеными знаменами пророка Мухаммеда шейх Мансур Ушурма смог в конце 18 столетия впервые объединить разрозненные народы Северного Кавказа, чтобы вместе восстать против завоевателей.
В середине 19 столетия они во главе с имамом Шамилем вернули большую часть территорий северо-восточной части Кавказа, создали там религиозное государство, которое капитулировало лишь в силу численного и технического превосходства России: 'Мы готовы жить с вами, - якобы сказал в момент капитуляции Шамиль, - но дайте нам быть счастливыми по-своему'.
Если перевести на современный язык, говорит бывший министр по межнациональным делам Рамазан Абдулатипов, выходец из Дагестана, Шамиль в то время потребовал ничего иного, как самоуправления, каким его прагматичные цари признали за кавказцами во второй половине 19 столетия, В результате этого на Кавказе более 50 лет царило спокойствие.