Чтобы посмотреть, как кто-то обвиняет Бернарда Бота (Bernard Bot) в кощунстве, стоит перестать клевать носом. Господин Бот - министр иностранных дел Нидерландов, очень опытный, корректный и тактичный дипломат.
В качестве действующего председателя Совета министров иностранных дел Европейского Союза его отрядили, чтобы высказать вопросы, накопившиеся у европейцев относительно того, насколько профессионально российские власти провели операцию по спасению заложников в Беслане и подчеркнуть ужесточение позиции ЕС по Чечне.
Кремль, который не может спокойно смотреть на вмешательство Европейского Союза в события на Кавказе, устами своего представителя обрушился на господина Бота за якобы допущенное им 'кощунство'.
Не случаен сам выбор слов, который выходит далеко за рамки нормального дипломатического лексикона; особо легко возбудимых людей от такого вообще начинает корежить. Интересно, как теперь будет развиваться общая политика ЕС по российскому вопросу. Европейский парламент настаивает, чтобы Совет Европы показал, что он способен сделать по этому поводу.
Сейчас ставки высоки как никогда, потому что состав парламента сейчас расширен, и в нем заседает множество депутатов, имеющих серьезный опыт взаимоотношений с Россией. Даже в новоизбранный состав Еврокомиссии, который начнет свою работу в официальном качестве с 1 ноября, вошли трое представителей России. Да и по коридорам учреждений НАТО уже тихо и незаметно ходят офицеры русского Генштаба.
Как-то вдруг в Брюсселе обнаружили, что важность России для окружающего мира растет. Но та Россия, которую мы видим сейчас - это совсем не то, что мы надеялись увидеть, а ждали мы увидеть Россию в состоянии уверенного, необратимого перехода к либеральной демократии западного типа.
Владимир Путин, несмотря ни на что, останется у власти при поддержке нефтяных олигархов и спецслужб. Сейчас можно даже предположить, что господин Путин сам и подстроил чеченский кризис - главным образом для того, чтобы показать всем, какой он неустрашимый воин. Сейчас он использует этот же кризис, чтобы полностью разрушить демократическую оппозицию не только в пограничных регионах Кавказа, но и во всей России. Его слова по поводу угрозы исламского фундаментализма - ложь.
Большинство мусульман, живущих в бывшем Советском Союзе, совсем не фундаменталисты, а совершенно светские люди. Конечно, распространение демократии на исламские общества, как, например, на Турцию, приводит к подъему мусульманских политических партий, но ведь и в 20-м веке распространение демократии в Европе привело к успеху партии, номинально называвшиеся христианскими.
Публичный ответ господина Путина на трагедию в Беслане - усиление спецслужб и повышение интенсивности 'войны с терроризмом'. Он ожидает и требует поддержки от Джорджа Буша-младшего - еще одного лидера, поддерживаемого у власти нефтяными олигархами и также бесстрашного борца с исламским терроризмом. И он эту поддержку получает.
Насколько мне известно, до сих пор ни один представитель Вашингтона для выражения отрицательного отношения к тому, что сказал господин Бот, не использовал церковных терминов. Но тирады, слышные со стороны неоконсерваторов, правящих сейчас Америкой, в адрес 'розовых' европейских либералов, вполне похожи и на это. Европа уже кое-как приспособилась к мысли, что ей еще годы придется прожить с Путиным, но теперь, похоже, ей придется примириться еще и с тем, что еще в течение нескольких лет придется жить бок о бок с Бушем.
Вот на этом неутешительном фоне Европейскому парламенту в течение ближайшей недели придется как-то выражать свое отношение к ситуации в Ираке. Настрой у парламентариев хороший - попытаться организовать специальную миссию для наблюдения за предстоящими иракскими выборами и подтвердить непоколебимую приверженность Европарламента основным правам человека как главной движущей силе единой внешней и оборонной политике ЕС.
Парламент призовет ЕС к тому, чтобы пробивать идею международной конференции для решения будущего Ирака, поддержит предложение Еврокомиссии увеличить ассигнования Европейскому Союзу на помощь этой стране и открыть в Багдаде специальное представительство Еврокомиссии под началом высокопоставленного чиновника в ране специального представителя.
Конечно, вряд ли они расхрабрятся настолько, что прямо обвинят в первую очередь американцев и британцев во вторжении в Ирак. Но против того, чтобы войска НАТО использовались в составе миротворческой операции для разгребания завалов после конфликта, ответственность за развязывание которого европейцы никак не могут взять на себя, выскажутся наверняка.
Будет также правильно, если Европейский парламент решит укреплять связи с российской Думой и американским конгрессом. А Совету Европы предстоит найти способы не ослаблять внимания по отношению господам Бушу и Путину и не позволять им творить все, что им вздумается. Вообще, у парламентариев будет о чем поговорить.
Эндрю Дафф - член Европейского парламента (подкомитет по безопасности и обороне).