Москва, 13 сентября (ЮПИ) - В России вслед за трагедией с захватом заложников в Беслане, как и в США после событий 11 сентября, происходит коренное переосмысление того, как ей необходимо бороться с терроризмом.
Несколько дней назад в Кремле было заявлено, что в России будет проводиться политика 'превентивных' ударов по базам террористов за пределами российских национальных границ, будет произведена серьезная структурная перестройка силовых ведомств, а также будет укрепляться сотрудничество с США в деле борьбы с международным терроризмом.
Министр обороны РФ Серей Иванов назвал произошедшее в небольшом североосетинском городке Беслан массовое убийство более 330 человек, большинство из которых были детьми, российским '11 сентября'. В транслировавшемся по общенациональному телевидению интервью в воскресенье министр недвусмысленно дал понять, что ответ России на кризис с захватом заложников будет столь же серьезным, сколь сильным и глубоким был шок, который испытали граждане России, и до сих пор испытывает большая часть жителей нашей планеты.
Показательно то, что для озвучивания нового политического курса Кремля был выбран именно Сергей Иванов. В качестве министра обороны он в течение длительного времени находился в состоянии конфликта с генералами советской эпохи, сталкиваясь с фактами чудовищной коррупции, связанной с их служебной деятельностью. В последние месяцы кадровый состав Генштаба был подвергнут серьезной чистке, хотя, по признанию самого Иванова, предстоит еще много сделать для того, чтобы сделать вооруженные силы России менее громоздкими и придать им необходимую мобильность для противостояния современным угрозам, в том числе и терроризму.
Самым важным из новых элементов в политике России является ее недавно заявленное право наносить упреждающие удары по террористам и местам их дислокации в любом месте мира в момент, который она сочтет подходящим, используя для этой цели все имеющиеся в ее распоряжении силы, за исключением ядерного оружия. Речь тут идет о коренном повороте в политике России. Концепция превентивных ударов была тем самым главным аргументом, с критикой которого выступал Кремль, решительно протестовавший против вторжения США в Ирак в 2003 г. Москва тогда заявляла, что для одностороннего применения силы против иностранного государства требуется соответствующая резолюция Совета Безопасности ООН. Теперь же Россия по существу переняла американский подход к решению вопросов, связанных с международным терроризмом, и использованием вооруженных сил за рубежом.
На следующий день после окончания драмы с захватом заложников Владимир Путин подверг прямой критике деятельность правоохранительных органов и специальных служб. Наряду с неудовлетворительной работой этих структур он также указал на общую болезнь, поразившую также и армию - коррумпированность и непрофессионализм. Пообещав произвести структурные изменения в преемнице КГБ - Федеральной службе безопасности, Путин сегодня отправил в отставку министра внутренних дел Северной Осетии и руководителя УФСБ по Северной Осетии, на которого возложены функции по предотвращению деятельности террористов на подведомственной территории.
Дав понять, что он осознает крайнюю важность защиты южных рубежей России, Путин назначил сегодня Дмитрия Козака - бывшего руководителя аппарата правительства - полномочным представителем президента в Южном Федеральном округе, который сменит на этом посту не оправдавшего надежд бывшего губернатора Санкт-Петербурга Владимира Яковлева. Дмитрий Козак большинством наблюдателей рассматривается с одной стороны как ставленник Путина, но также и как человек необычно высокой профессиональной подготовки.
Следует также ожидать больших изменений в работе специальных служб. Выступая в понедельник на совместном заседании парламента (так в тексте - прим. пер.), Путин заявил: 'Государственная власть в стране не только должна быть приспособлена к работе в кризисных ситуациях. Сами механизмы ее работы должны быть коренным образом пересмотрены с тем, чтобы предупреждать возникновение кризисов'.
Еще одно важное изменение в политической стратегии Кремля заключается в том, что он по-другому стал рассматривать США как союзника в борьбе с международным терроризмом. Вот что по этому поводу заявил С. Иванов: 'Американцы и военное ведомство США хорошо понимают серьезность этой угрозы, поскольку как мы, так и Соединенные Штаты были подвергнуты мощным нападениям террористов'. Далее министр сказал: 'В этом смысле нам проще было найти общую почву для взаимопонимания с Соединенными Штатами, чем с некоторыми европейскими странами'.
Слова Иванова означают ни что иное, как антитеррористический альянс с Соединенными Штатами. После событий 11 сентября в США обе страны движутся в одном направлении - независимо от различий, существующих в отношении вторжения и оккупации Ирака. То, насколько серьезны намерения России в деле установления тесных взаимоотношений с США в этой области, станет ясно, когда в ООН будет приниматься международный договор по противодействию терроризму.
У Соединенных Штатов и России много общего в деле борьбы с международным терроризмом. Обе страны сейчас готовы уничтожать лагеря подготовки террористов, а также перекрывать источники финансирования деятельности международной террористической сети. Обе страны имеют необходимый для этого военный потенциал, хотя России потребуется провести модернизацию своих вооруженных сил с тем, чтобы ее новый жесткий курс по противодействию террористической угрозе был подкреплен реальными делами.
Как США, так и Россия находят полное взаимопонимание в вопросах противодействия терроризму. Выразив свое соболезнование российскому народу, президент Джордж Буш заявил, что Соединенные Штаты стоят 'плечом к плечу' с Россией в войне с терроризмом. К этим словам американского президента Путин и Иванов, несомненно, относятся с одобрением.
Однако для того, чтобы по-настоящему серьезный альянс между двумя странами стал реальностью, Путину необходимо убедить своего нового союзника в том, что в его собственном доме все в порядке. В течение последних нескольких дней слова о том, что России необходимо пересмотреть организацию своих вооруженных сил, правоохранительных органов и специальных служб, были подкреплены целым рядом реальных действий. А пока перед Путиным стоит огромная по сложности задача убедить свой собственный народ в том, что он у себя в стране находится в безопасности перед тем, как доказать всему миру, что Россия будет стоять на переднем крае борьбы по предотвращению угрозы терроризма.