В павильоне ? 7 все идет своим чередом. Длинноногие девушки в золотистых бикини передвигаются по подиуму, за ними семенят дети в пестрых штанишках. Посетители толпятся у стендов. Они смотрят, обсуждают и делают заказы. Эхо террористических актов и вызванного ими политического кризиса в стране не докатилось до выставки СРМ ('Премьера моды в Москве'). Здесь предпочитают говорить о покупаемых и продаваемых прелестях жизни.
Если в Германии мода все менее популярна, а потребительский спрос на предметы высокой моды все время сокращается, российский рынок спустя 15 лет после развала Советского Союза превратился в настоящий рай для модельеров. Первыми в России появились изделия самых известных и дорогих мировых марок, которые новые русские сначала привозили с Запада, а затем стали покупать в московских бутиках. Сегодня Москва занимает второе место по объему продаж компании Gucci.
Постепенно расширяют свое присутствие и представители 'среднего класса' мира моды, в частности такие производители, как Hermes и Hennes & Mauritz, наиболее сильно страдающие от падения спроса в Германии.
Истории успеха
Большинство коллекций одежды продаются в торговых центрах крупных городов, по масштабу и оформлению напоминающих американские гипермаркеты. В такие магазинах ходят среднестатистические российские женщины, которые, прожив годами в коммунистической серости, испытывают потребность наверстать упущенное, и поэтому, как считается, наиболее чутко следят за модой и с удовольствием совершают покупки. С ростом доходов россиян растет и объем продаж магазинов одежды, прибавляя в среднем от 20 до 30 процентов. Такой расцвет розничной торговли наблюдается разве что только в Китае.
Но в отличие от всемирно известных торговых марок, таких как Gucci и Prada, менее известным производителям сначала нужно 'сделать имя' в России. Одной их главных площадок для такой презентации считается только что завершившаяся выставка моды 'СРМ', каждый февраль и сентябрь проводимая в 'Эскпоцентра' на Красной Пресне. Здесь можно услыхать множество историй достижения успеха на российском рынке. Так, продажи немецкой торговой марки Gardeur в России в прошлом году выросли на 20 процентов. 'Если в Германии мы известны, прежде всего, как, производители брюк, то здесь мы получаем комплексные заказы', с удовлетворением отмечает представитель Gardeur в России Керстен Нойман.
На российском рынке свои подводные камни
Но самым большим успехом является сама выставка. Ее организаторами выступает 'Дюссельдорфская ярмарка' и ее дочерняя компания Igedo Company, которые, кроме того, отвечают за проведение крупнейшей в мире выставки моды 'cpd woman man' в Дюссельдорфе. Там им приходится решать проблему сужения круга участников выставки и бороться с растущей конкуренций со стороны Берлина. Московская же выставка со времени своего первого проведения в сентябре 2003 года развивается по нарастающей. Тогда в павильоне ? 7 представляли свою продукцию 300 производителей, сегодня их, представляющих 20 стран мира, почти в два раза больше.
Однако на российском рынке, живущем по своим правилам, есть свои подводные камни, его не так легко завоевать, как некоторым кажется. За быстрым успехом может прийти и быстрый конец. 'Нужно держать ухо востро, - считает представитель Orwell Максимильян Ланг - здесь гораздо больше риска'. Клиенты не застрахованы от неудач. Бывает, что какой-нибудь розничный торговец, заказав большую партию, вдруг разоряется. Поэтому многие требуют предоплату, что в Германии не так распространено, говорит Ланг.
Однако главное, это иметь своего дистрибьютора в России, считает Ланг. Но и здесь нужно действовать избирательно. 'Здесь много авантюристов: Тот, кто раньше торговал гайками, может выдавать себя за специалиста нашего дела', добавил он.
Решение этих проблем лучше оставить за российскими партнерами и в том случае, если есть подозрение, что дела проводятся не совсем легально. Некоторые предприниматели часто признаются, что они не хотят знать всех тонкостей осуществления продажи.
Названия на итальянский манер
Ко всему этому прибавляется еще один непредсказуемый фактор - 'русская душа', как называет его Инго Лентц, представитель 'Дюссельдорфской ярмарки'. 'Здесь люди очень эмоциональны', - считает он. Менеджерам с их холодными расчетами следует это учитывать, последовательно и бережно налаживая отношения с клиентами. Именно поэтому, руководители 'Дюссельдорфской ярмарки' так часто бывают в Московской мэрии и за чашечкой кофе подробно рассказывают о своих планах. Чтобы опровергнуть утверждения о том, что выставка служит лишь увеличению импорта из Западной Европы, организаторы предоставляют возможность участия в ней и российским производителям текстиля. Однако российские женщины все равно охотнее покупают западную одежду, считающуюся 'шиком'. Поэтому российские предприятия зачастую имеют итальянские или французские названия. Впрочем, таким трюком не брезгают и некоторые немецкие фирмы для придания своему имени большей экстравагантности.
Его эффективность наглядна на примере марки 'Meucci', впервые принявшей участие в выставке 'СРМ'. Объединившись три года назад, Marco Meucci и Андрей Тарасов производят черные кожаные куртки и шапки с меховым воротником, столь популярные среди российских мужчин. Партнеры познакомились на кожгалантерейной фабрике родителей Meucci во Флоренции. Тарасов был одним из ее клиентов, импортировавших предметы итальянской моды в Россию. 'Я добавил свое имя и научил Андрея производить кожаные куртки',- рассказывает Meucci о начале совместного проекта. Тарасов в свою очередь знал российский рынок и московские фирмы с наиболее дешевым производством. Marco Meucci и сам порой удивляется такому процветанию общего бизнеса. В будущем году они собираются соединить русскую душу и итальянскую деловитость в новой женской коллекции.