Во всем мире попираются гражданские свободы во имя "войны с террором". Гуантанамо, Абу Грэйб, наш собственный Белмарш - все это символы новой философии, которая заявляет, что если мы хотим освободить мир от террористической чумы, то должны отказаться от некогда заветных и дорогих сердцу свобод. Последней жертвой в этой войне оказалась зарождающаяся в Российской Федерации демократия. В ответ на бесчеловечные действия чеченских сепаратистов в Беслане президент Владимир Путин решил ввести авторитарную власть, более подходящую для старого Советского Союза.
На этой неделе он вызвал в Москву 89 губернаторов и республиканских президентов, чтобы объявить им, что жители регионов больше не будут их избирать, и что они будут назначаться. Президент Путин также проинформировал Государственную Думу (российский парламент), что впредь выборы в этот высший законодательный орган будут проводиться по системе партийных списков, а система выборов в одномандатных округах, депутаты от которых составляют половину парламента, отменяется. Если сказать, что такие выборы давали парламенту всех независимых кандидатов и либералов, значение данного решения становится ясным. Президент Путин намерен сделать свою власть над Российской Федерацией неограниченной.
Если президенту Путину удастся протолкнуть указанные меры, он сокрушит и без того хрупкие демократические институты России, которые уже подвергаются серьезным ударам в виде спорных ограничений на деятельность средств массовой информации и запугивания оппозиционных политических партий. И вряд ли стоит надеяться, что такие меры сделают Россию менее уязвимой для жестоких терактов, подобных трагедии в Беслане. Совершенно очевидно, что государство обязано обеспечивать безопасность российских границ. Однако отстранение избранных народом региональных губернаторов и безосновательная концентрация всей власти в центре сделает правительство этой огромной страны еще более бюрократичным и подверженным коррупции.
Никто не сомневается в том, что Россия испытывает ужасные страдания от терроризма и имеет право защитить себя. Некоторые из более здравых предложений президента Путина, такие как создание федерального агентства по борьбе с терроризмом, давно назрели. Но неприемлемым остается его желание свести на нет завоеванные дорогой ценой победы российских демократов и вернуть страну в темные времена.