Администрация Буша известна своим пристрастием к односторонним действиям, отталкивающим от Америки ее союзников. Однако и Демократическая партия 'заблудилась' во внешнеполитическом лабиринте и не знает, как воспользоваться гигантской американской мощью.
Если Джон Керри (John Kerry) победит на ноябрьских выборах, его администрации следует сохранить и усовершенствовать нынешний однополярный миропорядок, проводя прагматический курс, основанный на многосторонних действиях, соответствующий интересам многих стран и способствующий распространению демократических ценностей. Этот курс, который можно было бы назвать 'реалистичной демократической политикой' лучше всего подходит для установления стабильности в мире в обстановке, сложившейся после 11 сентября, и исправления ущерба, нанесенного внешнеполитическими провалами бушевской эпохи.
Характерной чертой нынешнего международного порядка является подавляющая гегемония США на мировой арене. В 2002 г. США тратили на военные цели в два раза больше, чем Европейский Союз, и в семь раз больше, чем Китай и Россия. В экономическом отношении позиции Америки также выглядят впечатляюще - за тот же 2002 г. по объему ВВП она в 1,5 раза превосходила ЕС, в 2,6 раза - Японию, и 6 раз - Германию, Францию и Великобританию.
Монополярность мира является причиной того, что другие державы не пытаются создать противовес американской мощи - их потенциала для этого просто недостаточно. Против политики США в Ираке выступали 'охладевшие' к Вашингтону союзники - Париж и Берлин - а также лидеры России и Китая. Однако все они стараются восстановить добрые отношения с Америкой, а не объединить усилия для борьбы с ней.
Однако в том, что касается самих США, статус единственной сверхдержавы не означает, что они должны проводить односторонний курс. Истина состоит как раз в обратном. Сохранение гегемонии США и успешное решение сложных проблем вроде иракской будет зависеть от того, какой именно внешнеполитический курс изберет Вашингтон. Демократам следует сделать выбор в пользу сотрудничества - союзов, партнерства, международных институтов. Привлечение других стран к принятию решений внушает им уверенность и придает самим решениям легитимность, повышая при этом эффективность политики США. Таким образом, многосторонние действия продлевают существование миропорядка, основанного на преобладании США, и нейтрализуют противодействие такому порядку.
Демократы признают, что в крайнем случае США могут пойти и на односторонние действия. Однако администрация Буша неоднократно пренебрегала международными соглашениями, ограничивавшими свободу действий США - от разработанной ею доктрины превентивных действий, до публичных репримандов в адрес зарубежных лидеров, выступающих против американской политики.
Переизбрание Буша на второй срок может привести к ситуации 'отчужденной однополярности' - хаосу на международной арене, когда большинство стран отвергает лидерство США, но не в состоянии противостоять их могуществу.
Если в Белом доме вновь окажется представитель демократов, он должен воспользоваться шансом, который предоставляет неоспоримое превосходство США, для переустройства международного порядка и разработки инициатив, служащих интересам многих стран. Но демократы должны учитывать и преимущества, которые дает существующий миропорядок. Однополярность мира препятствует возникновению крупных военных конфликтов, смягчает соперничество между другими странами и позволяет поддерживать существование системы свободной торговли.
В более конкретном плане, 'реалистичная демократическая политика' предусматривает набор прогрессивных, но решительных внешнеполитических акций, учитывающих интересы США по трем главным направлениям: война с террором, укрепление режима нераспространения оружия массового поражения и гарантированные поставки энергоносителей.
В борьбе с терроризмом Америка должна использовать свое влияние для установления конкретного партнерства с Россией, Пакистаном, Индией, ближневосточными государствами и традиционными союзниками. Ирак стал новым центром терроризма, и успех в этой стране имеет жизненно важное значение: демократы должны поставить перед собой реалистические цели и быстро придать всей операции международный характер.
В области нераспространения США также необходимо взять курс на многосторонние действия, подкрепляя их жесткой военной мощью. Новая администрация должна сосредоточить усилия на Иране и Северной Корее. Команда Буша не сумела выработать последовательную политику по отношению к этим двум странам. Демократам следует поначалу попытаться привлечь их к сотрудничеству, а дальше - действовать по ситуации.
Наконец, 'реалистичная демократическая политика' основана на нескольких фундаментальных принципах, в том числе распространении демократии и борьбе с бедностью. Сторонники 'демократического реализма' должны проявлять осмотрительность в своих действиях по распространению демократии, сосредоточивая усилия в тех странах, где реформы пользуются поддержкой общества. В долгосрочной перспективе, свобода - лучшее оружие для победы над терроризмом.
Если Джордж У. Буш будет переизбран, ему следует изменить курс и проводить политику, связанную с конструктивным использованием американской мощи и разумным распространением американских ценностей. Ему придется отказаться от взгляда на мир с позиций 'одинокого шерифа', а также от услуг многих заблуждающихся советников.
Самой трудной задачей г-на Буша станет энергичное использование публичной дипломатии в попытке убедить другие страны в том, что с ним можно иметь дело.
Американцы хотят, чтобы внешняя политика страны была решительной и нравственной. 'Реалистичная демократическая политика' соответствует обоим критериям. Она предусматривает использование сверхдержавной мощи для выработки решений совместно с другими странами, тем самым продлевая существование позитивного миропорядка, основанного на западных ценностях, и позволяя решить сложные проблемы. 'Реалистичная демократическая политика' способна обеспечить безопасность Америки и сохранение ее ценностей.
Автор - вице-президент Никсоновского центра (Nixon Center); основой для данного материала послужила его статья, которая будет опубликована в осеннем номере журнала 'National Interest'.