Смелость, с которой Владимир Путин подрывает основы российской демократии, должна, наконец, пробудить к жизни американского президента, который ставит защиту демократии во главу угла своей внешней политики. Вместо этого резкое заявление российского лидера о том, что он планирует бороться с терроризмом через отмену выборов региональных губернаторов и отмену местных выборов независимых депутатов парламента, не вызвало со стороны Государственного департамента и Белого дома ничего кроме растерянного, противоречивого и неуверенного ропота. Несчастные российские политики рассматривают действия Владимира Путина как 'конституционный переворот' и 'еще один шаг на пути к диктатуре'. Государственный департамент США продолжал хранить молчание, и только вчера госсекретарь Колин Пауэлл (Colin L. Powell) выступил с заявлением, в котором лишь подчеркнул очевидные для всех вещи: Россия, отметил он, 'тормозит развитие некоторых демократических реформ'.
Так почему же администрация президента США сдерживает себя в критике? Неужели это происходит потому, что у кого-то еще остались сомнения относительно того, в каком направлении Путин ведет свою страну? Годами многие члены администрации президента Джорджа Буша (George Bush), следящие за Россией, настаивали на применении принципа презумпции невиновности по отношению к бывшему офицеру КГБ, ограничивающему свободу слова в средствах массовой информации, централизирующему государственную власть и сажающему за рещетку или высылающему из страны тех бизнесменов, которые отказываются отказывается раболепствовать перед ним. Всего лишь год назад Джордж Буш незаслуженно отдал должное стараниям Владимира Путина, который 'мечтает превратить Россию в страну, где будут процветать демократические свободы и соблюдаться принцип верховенства закона'. С тех пор российский президент только и делал, что откровенно подтасовывал результаты парламентских и президентских выборов и попирал принцип верховенства закона в процессе безжалостного судебного преследования нефтяного магната Михаила Ходорковского. А теперь он хочет лишить 89 субъектов Российской Федерации законного права выбирать себе руководство и собирается самостоятельно назначать губернаторов.
Однако Джордж Буш никогда публично не пересматривал свою оценку действий российского коллеги. Более того, администрация президента США до недавнего времени продолжала относиться к Владимиру Путину исключительно как к союзнику в войне с терроризмом. После варварского теракта в Беслане, который произошел почти две недели назад, министр обороны США Дональд Рамсфельд (Donald H. Rumsfeld) недвусмысленно провел параллель между безжалостной войной, которую Путин ведет в мятежной республике Чечня, и американской военной кампанией в Ираке. 'Цивилизованный мир не должен ослаблять свой наступательный натиск', - заявил он. 'Это именно то, что сейчас делает коалиция'. В понедельник его словам уже вторил вице-президент Ричард Чейни (Richard Cheney), а один из высокопоставленных чиновников в Белом доме, пожелавший остаться неизвестным, заявил корреспондентам 'The New York Times' о том, что отмена выборов в России - это 'внутреннее дело российского народа'.
Как и большинство других мировых диктаторов, Владимир Путин начинает понимать, что страсть Джорджа Буша к публичным заявлениям на тему свободы вовсе не означает, что он готов защищать ее на практике. Если бы он действительно был готов к этому, то, вероятно, начал бы с четкого заявления, примерно такого, какое сделал вчера демократ Джон Керри (John F. Kerry). Керри начал с торжественного обещания 'начать конструктивную работу с Россией' во всем, что касается борьбы с терроризмом, а потом добавил: 'Я чрезвычайно обеспокоен действиями президента Владимира Путина, направленными на дальнейшее ограничение демократических свобод и централизацию государственной власти. Россия может стать более эффективным партнером в войне с терроризмом, если ее правительство будет честным с собой и с другими, открытым для любой критики, будет с уважением относиться к принципу верховенства закона и защищать права и свободы своих граждан, включая права и свободы чеченского народа. Не замечать все эти ошибки российских властей - как делает администрация президента Буша - не входит в национальные интересы ни Соединенных Штатов, ни самой России'.