Хвалебные отзывы в адрес Путина противоречат политике США по распространению демократии
В воскресенье президент Буш посетил российское посольство, чтобы выразить уважение к памяти жертв теракта в российской школе, совершенного на прошлой неделе, а также свое восхищение российским президентом Владимиром Путиным. 'Пожалуйста, передайте мои наилучшие пожелания президенту Владимиру Путину, человеку, которым я восхищаюсь', - сказал Буш российскому послу.
На следующий день Путин объявил о мерах, которые приведут к существенному укреплению его личной власти - отмене прямых выборов губернаторов и ликвидации одномандатных округов, от которых в парламент проходят независимые депутаты.
Хотя официальные представители администрации Буша, например госсекретарь Колин Л. Пауэлл (Colin L. Powell), уже вчера высказали опасения, не приведут ли действия Путина к удушению демократии в России, неангажированные эксперты утверждают, что деликатность, проявляемая администрацией в отношении Путина, полностью расходится с неоднократными обещаниями президента способствовать распространению свободы и демократии по всему миру.
'Россия - один из самых наглядных примеров того, что из-за войны с терроризмом США заняли по отношению к окружающему миру противоречивую позицию, - отмечает Томас Карозерс (Thomas Carothers), научный сотрудник Фонда Карнеги за мир во всем мире, возглавляющий проект 'Демократия и законность'. - С одной стороны, США забывают о демократии в отношениях с необходимыми им союзниками, которых не назовешь демократическими странами, а с другой - призывают к поощрению демократических преобразований в других регионах мира'.
На словах Буш придает распространению демократии, особенно на Ближнем Востоке, первостепенное значение в деятельности своей администрации. 'Наступивший век станет веком свободы, - заявил Буш на съезде Республиканской партии. - Поощряя демократию за рубежом, мы построим более безопасный мир'.
В прошлом году, выступая в Национальном фонде в поддержку демократии (National Endowment for Democracy), Буш подверг критике предыдущие администрации за то, что те закрывали глаза на существование автократических режимов на Ближнем Востоке. 'Западные страны шестьдесят лет мирились с отсутствием свободы на Ближнем Востоке и оправдывали его. Но это не сделало нашу жизнь безопаснее, ведь в конечном итоге, стабильность нельзя купить ценой свободы', - заявил он.
Однако, помимо отдельных запоздалых заявлений, звучащих в основном из уст Пауэлла, администрация Буша по сути молча наблюдает, как Путин постепенно демонтирует демократические институты, в том числе приводит к повиновению или закрывает все независимые общенациональные телеканалы, подчиняет себе обе палаты парламента, восстанавливает контроль государства над мощной нефтегазовой индустрией России, бросает в тюрьмы или изгоняет из страны магнатов-бизнесменов, осмелившихся бросить ему вызов.
'Путину все это сходило с рук, поскольку упор сегодня делается на безопасности и стабильности, а значит, увеличивается и готовность пожертвовать целями, связанными с демократией, - говорит Мойзес Найм (Moises Naim), редактор журнала 'Foreign Policy'. - 'Путин может без помех топтать демократию, потому что сегодня на смену задачам, связанным с поощрением демократии, по всему миру приходят такие ценности, как безопасность и стабильность'.
Вчера кандидат в президенты от Демократической партии Джон Ф. Керри (John F. Kerry) обвинил Буша в том, что тот 'игнорирует заинтересованность Америки в развитии демократии в России'. Однако в своей предвыборной кампании Керри не поставил поощрение демократии на первое место, заявив в мае в одном из интервью, что намерен сначала сосредоточиться на обеспечении безопасности имеющихся у России ядерных материалов.
Накануне прихода к власти Буш резко критиковал президента Билла Клинтона за опору на личные отношения с предшественником Путина Борисом Ельциным. 'Проводя слабую и бесхребетную политику по отношению к России, администрация закрывает глаза на коррупцию в высших эшелонах власти, истребление тысяч ни в чем не повинных мирных граждан в Чечне, экспорт опасных российских технологий в Иран и другие страны', отмечалось в предвыборной платформе Республиканской партии в 2000 г.
Однако позднее, на первой встрече с Путиным в июне 2001 г., у Буша возникла к нему глубокая личная привязанность - после разговора о кресте, подаренном Путину матерью, который тот освятил в Израиле. На Буша это произвело сильное впечатление: он сказал репортерам, что 'почувствовал душу этого человека'. Их дружба укрепилась после того, как Путин сразу же после терактов 11 сентября 2001 предложил США свою поддержку.
Год назад, когда Путин посетил Кэмп-Дэвид, Буш заявил, что уважает 'видение президентом Путиным будущего России:как страны, где процветает демократия, свобода и верховенство закона'. Вскоре после этого заявления Буша, Путин неожиданно отправил за решетку российского нефтяного магната Михаила Ходорковского и организовал парламентские выборы, которые европейские наблюдатели охарактеризовали как нечестные.
В январе этого года Пауэлл побывал с визитом в России и в статье, опубликованной в газете 'Известия', предостерег, что 'в российской демократической системе, судя по всему, еще не найдено необходимое равновесие между исполнительной, законодательной и судебной ветвями власти'.
Вчера Пауэлл послал Москве новый 'сигнал'. 'В попытке 'достать' террористов, на мой взгляд, необходимо поддерживать должное равновесие, чтобы избежать движения в направлении, уводящем в сторону от демократических реформ и демократического процесса, которому вы привержены', - отметил он.
'Меня сильно беспокоит отсутствие реакции администрации на укрепление авторитарного режима в России, - говорит Том Малиновский (Tom Malinowski), отвечающий за пропагандистскую деятельность в правозащитной организации 'Human Rights Watch'. - Я понимаю, что они считают терроризм приоритетной проблемой, и это правильно, но вопрос заключается в том, способствует ли российский подход ее решению, или она из-за этого только усугубляется'.