МОСКВА, 14 сентября - В понедельник президент России Владимир В. Путин объявил, что скоро все 89 регионов страны лишатся большей части своих полномочий и практически полностью лишатся избранного народом руководства. Во вторник же ни один из лидеров регионов не сказал ни слова протеста. Наоборот, все они расхваливали последние инициативы.
- Это конструктивно и продуктивно, - сказал в телефонном интервью президент Ингушетии Мурат Зязиков об инициативе, после претворения которой в жизнь он будет служить уже не своему нищему электорату с юга России, а президенту из далекой Москвы.
Если у кого еще и оставались сомнения в том, что господин Путин крепко держится за власть, то реакция на его революционное предложение по переустройству российской политической системы - например, замена выборов губернаторов, президентов и других региональных лидеров на президентское назначение - отмела их начисто.
Газета 'Известия' вышла с заголовком 'Сентябрьская революция', поставив таким образом консолидацию Путиным государственной власти в один ряд с самым знаменитым октябрем в истории этой страны 87-летней давности. И на следующий день после революции по всей стране не слышно ни слова протеста - не протестуют даже те, кто первыми от этого пострадает.
Другая реакция пришла из Вашингтона. Госсекретарь Колин Пауэлл заявил, что 'нас беспокоят' последние шаги Путина, и что Госдепартамент планирует послать в Россию запрос для получения разъяснений.
По информации, полученной от аппарата губернатора Саратовской области Дмитрия Ф. Аяцкова, он заявил на одной из пресс-конференций следующее:
- Президент продемонстрировал политическую волю. Так будет положен конец различным проявлениям экстремизма - религиозного, политического и разного другого.
Теоретически, если бы дело происходило в демократическом государстве, лидеры российских регионов при поддержке тысяч маленьких избирательных блоков, представленных избирателями всех классов и национальностей, составили бы значительную политическую силу, которая могла бы противостоять даже мощному федеральному центру. В реальности же господин Путин просто формализовал положение, при котором Кремль и так имеет полное влияние на региональных лидеров, поддерживаемое, как говорили во вторник противники реформ, властью дубины и кошелька.
- Любой губернатор понимает, что, если он выступит против Путина, то против него начнется уголовное преследование. Главное здесь - страх. Они боятся всего на свете, - заявил по телефону Владимир А. Рыжков, либеральный депутат парламента. В качестве примера он привел случаи с губернаторами Курска, Ярославля и Алтая, которые попали под расследование уголовных дел, по чистому, конечно же, совпадению сразу после того, как осмелились выступить против тех или иных действий Кремля.
Представляя свою программу - а это было первое его выступление с законодательной инициативой после захлестнувшей Россию волны террористического насилия - Путин сказал, что стране нужно политическое единство перед лицом прямой угрозы.
Он недвусмысленно дал понять, что, по его мнению, самая короткая дорога к единству лежит через его полномочия назначать региональных лидеров, оставив региональным собраниям лишь право утверждать выбранного им человека. Хотя законодательно подробности последних преобразований пока не прописаны, исходя из опыта последних лет, можно предположить, что мало кто из региональных лидеров осмелится выступить против Кремля.
Господин Путин уже не просто совершил переворот в еще далеко не окончившемся эксперименте России с выборной демократией. Его законодательные предложения также дали недвусмысленный ответ на многие вопросы относительно разделения властных полномочий между федеральными и региональными органами. Он продолжил построение, причем вполне ожидаемое, структуры, которую здесь называют 'вертикалью власти', самой высокой, видной и запоминающейся фигурой в которой является он сам.
Или, как выразился губернатор Вологодской области Вячеслав Е. Позгалев в интервью государственному Первому телеканалу, 'исполнительная власть должна быть единым целым'.
Согласно предложениям Путина, многие законодательные полномочия также сместятся в центр, где обитала российская власть на протяжении большей части национальной истории. Путин также заявил, что собирается упразднить выборы в избирательных округах, по которым сейчас выдается половина из 450 мандатов депутатов Думы - нижней палаты парламента. Вместо этого выборы в парламент будут проводиться по пропорциональной системе на основе партийных списков, подаваемых на выборы ведущими партиями. Центр деятельности таких партий находится, как правило, в Москве, а сами они шагу не могут ступить без Кремля.
На парламентских выборах в декабре право занимать места в парламенте получили только четыре партии. Самая большая часть мандатов досталась 'Единой России', партии, не идентифицирующей себя практически ни с чем, кроме господина Путина. Вместе с националистами из Либерально-демократической партии и партии 'Родина' 'Единая Россия' контролирует около 400 мест в Думе и без колебаний выполняет все, что скажет Кремль. У единственной значительной оппозиционной партии - Коммунистической - в Думе всего 51 мандат, и сама партия - лишь тень грозной политической силы, которую она представляла собой в первые годы после падения Советского Союза.
Но все же кое-кто во вторник высказывался критически о грядущих переменах. Господин Рыжков и два члена 'Единой России', избранные в Думу по своим местным округам - Александр Ю. Хинштейн и Константин Ф. Затулин, - созвали пресс-конференцию, на которой выступили против предложения, касающегося парламента, хотя и, как они подчеркнули, не непосредственно против президента.
- Даже при Сталине, в советское время, все депутаты избирались народом - хотя бы формально, - сказал господин Затулин, - это позволяло конкретным людям решать конкретные проблемы. А это просто возвращение к царским временам.
Были и такие, кто обвинял Путина в том, что он прикрывает свои действия страшными событиями в Средней школе ?1 Беслана, что в Северной Осетии, где в школе, захваченной бандой сепаратистов, произошел взрыв, в результате которого погибло как минимум триста заложников.
- Я думаю, он хотел это сделать и раньше, - сказал Борис Е. Немцов, лидер партии 'Союз правых сил', фактически распавшейся после поражения на парламентских выборах, - но хорошая возможность представляется как раз сейчас, после этой катастрофы, потому что сейчас народ это примет.
И народ принимает. Это и есть мера власти Путина над всеми ветвями власти - практически никто не надеется, что предложения Путина встретят какое-либо политическое или юридическое сопротивление, даже притом, что раздаются голоса о неконституционности предлагаемых изменений. Кажется, что реформы пройдут просто потому, что Путин их предложил.
- Мы подходим к рубежу, за которым вообще не будет никаких сдержек и противовесов и никаких демократических и мирных способов создавать противовес власти, - заявил по телефону советник Коммунистической партии Леонид Н. Доброхотов, - Все, что осталось - пасть ниц перед президентом.