'Я против того, чтобы назначать глав регионов. В своей истории наша страна уже сталкивалась с подобной проблемой. Плохо это или хорошо, но так сложилось, что руководители регионов избираются гражданами путем прямого тайного голосования. Это закреплено в конституции, и так будет и впредь'.
Эти слова принадлежат вовсе не критикам президента России Владимира Путина, объявившему на этой неделе об отмене губернаторских выборов, а самому Путину. Такое заявление он сделал 19 декабря 2002 года во время общения с гражданами в прямом эфире. Теперь же он принял противоположное решение, которое после захвата заложников в Беслане призвано стать частью антитеррористической борьбы. Это, по его мнению, должно обеспечить единство страны, являющееся главным залогом успеха в войне с терроризмом.
Для достижения этой сомнительной цели выборы в Думу будут вскоре, по словам Путина, осуществляться исключительно по партийным спискам. Сущность идеи проведения выборов исключительно по пропорциональному принципу, как считают критики президента, состоит в том, что Кремлю легче контролировать небольшое количество партий, чем заранее отсортировывать по принципу надежности 255 депутатов-одномандатников.
Всю власть центру
Оба этих шага обсуждались в Кремле, начиная как минимум с мая. Они имеют - в этом мнение наблюдателей сходится - ничего общего с антитеррористической борьбой.
В условиях, когда все ожидают от него демонстрации решимости, Путин использовал ситуацию, чтобы объявить о давно запланированных им нововведениях, пишет газета 'Ведомости' со ссылкой на источники в Кремле.
Таким образом, Путин продолжает свою линию на концентрацию власти в руках центра, урезание прав регионов и создание управляемой сверху партийной системы. Сразу же после своего избрания на первый срок четыре года назад Путин назначил семь своих полномочных представителей для контроля за в то время еще обладавшими влиянием руководителями регионов, заложив таким образом основы своей власти в стране.
Более 70 % сотрудников аппаратов полпредов - это 'свои люди' из спецслужб и вооруженных сил. Кроме того, Путин лишил губернаторов и председателей региональных парламентов права участвовать в заседаниях Совета Федерации. Вместо этого Кремль сам стал назначать представителей регионов в верхней палате парламента. Таким образом, в Совете Федерации, который осложнял жизнь еще предшественнику Путина Борису Ельцину, ликвидирован возможный источник оппозиции.
Парламенты регионов лишены полномочий
Хотя Кремль и раньше мог оказывать влияние на выборы губернаторов, ему часто не удавалось 'протащить' своих кандидатов по причине сопротивления местных 'олигархов' или из-за отсутствия у самого Кремля четких симпатий. Теперь с этим будет покончено.
Другими словами, ликвидируются не только права населения на прямые выборы, но и полномочия законодательных собраний регионов. Во вторник московская пресса обрушилась с жесткой критикой 'сентябрьской революции' Путина. Явную критику позволил себе даже телеканал НТВ. Некоторые комментаторы говорили о конце федерализма в России, о нарушении конституции, которое под прикрытием траура подается населению в качестве меры по противодействию террору.
Первым о нарушении конституции еще в понедельник заявил депутат Думы Владимир Рыжков, один из немногих либеральных критиков Кремля в Думе, которому удалось 'проскочить' в парламент по прямому мандату. Планы Путина по назначению губернаторов противоречат решению Конституционного суда России от 18 января 1996 года, заявил Рыжков. Тогда суд постановил, что губернаторы получают свои мандаты непосредственно от народа и несут перед ним ответственность. В противном случае губернатор не является легитимным и независимым представителем исполнительной власти.
Прямые выборы записаны в конституции
Конституция не определяет порядок проведения выборов, предоставляя регионам возможность самим определять его. Вопрос в том, может ли Кремль самостоятельно решать этот вопрос. Неясность уже привела к тому, что Кремль, по словам Путина, не исключает возможности объявить о том, что лишение регионов власти соответствует конституции.
Практике всеобщих выборов глав регионов в России еще не исполнилось и десяти лет. До середины 90-х годов не существовало единого положения, регламентирующего этот вопрос. Мэры таких городов как Москва и Санкт-Петербург, имеющих статус субъектов Российской Федерации, были избраны прямым голосованием уже в 1991 и 1992 годах. Затем их примеру последовали и другие регионы. Одновременно с этим многие губернаторы назначались Борисом Ельциным. Только в 1995 году он подписал указ о выборах глав всех регионов путем прямого голосования.
В случае если предложенный Путиным порядок осенью примет форму закона, то без согласия Кремля уже нельзя будет избрать ни мэра Москвы, ни, скажем, губернатора Татарстана. Но у многих субъектов федерации есть собственная конституция, содержащая положение о прямых выборах.
'Неверный путь одиночества'
Это касается и Чечни, которая только в прошлом году приняла свою конституцию и избрала своего президента. Неважно, насколько честными были эти выборы, но своей нынешней инициативой Путин перечеркнул собственный вариант политического урегулирования в Чечне, в котором главную роль, по его собственным словам, играли референдум по конституции и президентские выборы.
Кремлевским кандидатам зачастую не удается завоевать популярность в своих регионах. Это показали и события на Северном Кавказе, где бывший офицер ФСБ Мурат Зязиков вызвал к себе гнев населения. В понедельник московская пресса упрекала Путина в том, что он по-прежнему делает ставку на укрепление 'вертикали власти', которая уже показала свою неэффективность, не сумев предотвратить теракты.
Комментатор Станислав Белковский, до недавнего времени считавшийся сторонником Кремля считает, что Путин совершает 'самую большую ошибку' за все время пребывания у власти. По его мнению, до настоящего момента региональные лидеры, по крайней мере, хотя бы несли политическую ответственность за свои регионы, поддерживая спокойствие среди населения и следя за тем, чтобы страна не развалилась. Теперь Путин будет сам за все отвечать, пишет Белковский. 'Создается впечатление, что Владимир Путин, всенародно избранный президент, собирается до конца пройти тот неверный путь одиночества, который он избрал', считает он.