Вчера произошел один из редких случаев, когда президент Буш делает замечания союзнику: он выразил озабоченность, что предпринимаемые российским президентом Владимиром Путиным шаги с целью централизации власти способны подорвать демократию.
Большинство наблюдателей рассматривают прозвучавшее в понедельник заявление Путина о намерении усилить контроль над региональными властями и законодательным собранием как попытку использовать страх перед терроризмом в качестве оправдания для установления тирании в стране. Тот факт, что Буш два дня хранил молчание по этому поводу, вызвал многочисленные вопросы относительно его приверженности распространению свободы во всем мире.
Выступая на концерте и приеме в Восточном зале Белого дома по случаю 'месячника испаноязычной культуры', Буш заявил, что 'озабочен принимаемыми в России решениями, способными подорвать демократию в стране'.
'В великих странах, великих демократиях существует баланс власти между центральным правительством и местными правительствами, а внутри самих центральных властей - баланс между исполнительной, законодательной и судебной ветвями, - отметил он. - Сражаясь с врагами демократии, правительства должны придерживаться принципов демократии'.
Буш не стал повторять хвалебных слов в адрес Путина вроде фразы о 'человеке, которым я восхищаюсь', которую он произнес в воскресенье, когда посетил российское посольство, чтобы сделать запись в книге соболезнований в связи с недавним убийством трехсот с лишним детей и взрослых в результате захвата террористами школы на юге России. Вскоре после прихода к власти Буш установил теплые личные отношения с Путиным, но некоторые помощники президента считают, что проявления доброй воли со стороны США не встретили особого отклика; кроме того, их разозлило то, что Путин выступил против вторжения в Ирак.
В понедельник, в своем заявлении, транслировавшемся по телевидению, Путин, сославшись на угрозу терроризма, сказал, что внесет в парламент предложения о радикальной перестройке все политической системы страны - отмене прямых выборов губернаторов и ликвидации одномандатных округов, от которых в парламент избирались независимые депутаты.
Хотя во вторник госсекретарь Колин Л. Пауэлл (Colin L. Powell) уже подверг критике эти меры по централизации власти, 'выговор', который Буш устроил Путину перед телекамерами, стал следствием принятого в Белом доме решения о том, что президенту следует лично отреагировать на путинские предложения.
По словам Стивена Р. Сестановича (Stephen R. Sestanovich), авторитетного эксперта по России и научного сотрудника Совета по внешней политике, многих россиян беспокоит вероятность того, что публичные и неофициальные заявления Белого дома позволили Путину сделать вывод, будто Вашингтон ничего не имеет против его мер по ограничению свободы СМИ и деятельности политической оппозиции.
'До сих пор роль 'гонца, приносящего дурные вести' отводилась Колину Пауэллу, - замечает Сестанович. - Россияне истолковывали это следующим образом: поскольку сам президент не делает особо резких заявлений, тем более публично, заявления госсекретаря не стоит воспринимать всерьез. Поэтому хорошо, что президент проявил больше прямоты, и дал понять, что речь идет не о личной обеспокоенности Колина Пауэлла'.
Один чиновник из Белого дома рассказал, что, по мнению помощников Буша, в СМИ появились 'ошибочные замечания' относительно приверженности президента делу последовательной защиты демократии. Сотрудники администрации намерены попытаться смягчить высказанную им критику, сообщив российской стороне, что замечания Буша представляют собой 'дружеский совет'.
По словам помощников президента, Буш не обсуждал этот вопрос лично с Путиным. В последний раз Буш беседовал с ним по телефону 1 сентября, выразив соболезнования и предложив помощь в связи с бойней в бесланской школе [так в тексте. Массовое убийство заложников в Беслане произошло 3 сентября - прим. перев.].