Москва, 15 сентября - Недавно Анатолий Лисицын сделал нечто примечательное. Он выступил против Кремля.
Лисицын, губернатор Ярославской области, промышленного региона к северо-востоку от столицы, пожаловался, что центральные власти забирают себе все налоговые поступления, вынуждая регионы жить на одних обещаниях Москвы. А в августе произошло событие, которое многие в России расценили как ответ Кремля - власти обвинили губернатора в злоупотреблении полномочиями по некоторым бюджетным решениям.
Придя к власти пять лет назад, Путин сделал своим важнейшим приоритетом удержание под контролем губернаторов. Задолго до того, как он решил отменить избрание губернаторов всенародно, и назначать их самостоятельно, Путин пользовался своей властью для определения тех, кто будет управлять тем или иным регионом. Неугодные кандидаты вычеркивались из списков за технические нарушения или подвергались судебному преследованию, что многие воспринимали как политическую акцию.
По подсчетам аналитиков, 90% теперешних российских губернаторов на самом деле выбраны Кремлем, но остальные 10% точат зуб на Путина и его окружение. Кремль был раздражен несколькими своими неудачами на губернаторских выборах в этом году - в том числе, когда над его фаворитами - действующими губернаторами - победу одержали директор молочного комбината и телевизионный юморист. А летом несколько губернаторов, таких как Лисицын, осмелились открыто критиковать фискальную политику Кремля.
'Критика повторялась довольно часто и открыто, и она не нравилась определенным людям, близким к президенту', - говорит Алексей Бушуев, генеральный директор ярославской консалтинговой компании "Аналитический центр". Поэтому Путин решил отменить губернаторские выборы. 'Это решение говорит о его желании всем руководить самому, прямо из Москвы', сказал Бушуев.
Критики назвали план президента разрушительным ударом по хрупкой российской демократии. Но многие аналитики и независимые политики считают, что Путин уже настолько отошел от некоторых реформ постсоветского периода, что в принципе голосование потеряло свое значение.
Реальное состязание между кандидатами практически исчезло из тех предвыборных гонок, где у Кремля есть свой интерес. По телеканалам транслируется только то, что разрешено властями. Эффективная оппозиция в парламенте вычищена, а крупному бизнесу сказано не лезть в политику под угрозой потери капиталов и личной свободы.
В большинстве своем лидеры 89 регионов страны уже подчиняются Кремлю, а теперь они будут служить ему официально. 'Это не изменит региональную элиту', говорит политический консультант Станислав Белковский. 'Наоборот, региональную элиту это укрепит'.
Белковский, имеющий тесные связи с кремлевскими сторонниками жесткой линии, известными как 'силовики', говорит, что настоящей целью плана Путина является установление контроля над источниками финансирования. Каждый, кто хочет стать губернатором, должен будет заплатить тайную пошлину в размере 50 миллионов долларов или больше в 'специальный фонд, созданный в тени Кремля', предсказывает он.
'Это широко обсуждается, хоть и неявно', заявил Белковский, заслуживший доверие в прошлом году, когда предсказал падение нефтяного магната Михаила Ходорковского. 'Люди вокруг Кремля, люди вокруг губернаторов, все готовы к переговорам. Губернаторов, не готовых обговаривать финансовые условия и защищать свои посты, будут наверняка выгонять'.
Путин так запугал губернаторов, что ни один из них не решился возражать против его силового хода. Большинство из них приняли план - даже такие прозападные реформаторы, как новгородский губернатор Михаил Прусак.
'Тех, кто критикует предложения Путина, говоря, что это отход от демократии, не больше десятка', сказал Прусак в интервью. 'Это не означает, что Путин заменит всех губернаторов. Он намерен заменить их в горячих точках, там, где они ему нужны'.
Возможно, многие губернаторы поддерживают этот план потому, что у них, как у Прусака, приближается окончание срока а, согласно новой системе, они могут быть вновь назначены на свои посты. 'Они все скажут: 'Да, пожалуйста' и 'Мы годами об этом просили', говорит директор Института региональных проблем Максим Дианов. 'Как только эти люди станут губернаторами, в ту же секунду они будут лояльны президенту. Исключений у нас нет'.
Ситуация радикально отличается от того, что было при предшественнике Путина Борисе Ельцине, который сказал лидерам регионов: 'берите столько суверенитета, сколько сможете проглотить', а потом сетовал на то, что они поймали его на слове. Путин пришел к власти в конце 1999 г. с решимостью приструнить губернаторов, управлявших своими регионами с широкими полномочиями, часто игнорируя федеральные законы. Он отобрал у них места в парламенте, назначил семь своих представителей для наблюдения за ними и взял под контроль некоторые местные службы и налоговые поступления.
В 2002 г. президент отрицал, что намерен назначать губернаторов. 'Лидеры регионов избираются народом прямым тайным голосованием. Это прописано в Конституции, и так должно оставаться'.
Но, когда с региональными лидерами возникали проблемы, он часто смещал их. Путин, например, не поладил с бывшим лидером Ингушетии и на очередных выборах после срежиссированной кампании поставил на его место ветерана КГБ. Власти исключали из списков кандидатов в таких разных регионах, как Курская область на западе, Чечня на юге и Приморье на Дальнем Востоке.
Уцелевшие губернаторы состязались за благоволение Кремля, добавляя Путину голосов на мартовских выборах, когда сообщалось о вбросе фальшивых бюллетеней. В то время, как по стране президент получил 71% голосов, новый глава Ингушентии отрапортовал, что за его друга Путина проголосовало 98% жителей республики.
Но, время от времени, избиратели не поддавались. Вопреки желанию Кремля в Алтайском крае губернатором стал юморист Михаил Евдокимов, в Архангельской области - директор молочного комбината Николай Киселев, а в Магаданской области - вице-губернатор Николай Дудов. Даже в родном городе Путина Санкт-Петербурге фавориту Кремля Валентине Матвиенко не удалось стать губернатором в первом туре.
Власть Путина 'не была стопроцентной', говорит заместитель директора петербургского Центра изучения и прогнозирования социальных процессов Мария Мацкевич. 'Были какие-то пределы. Не думаю, что Петербург стал последней каплей, переполнившей чашу их терпения, но, возможно, Петербург был одной из причин'.
Потом, нескольких губернаторов возмутил непопулярный план Путина по отмене социальных льгот, сохранившихся с советских времен. Они были уверены, что бремя расходов теперь ляжет на них. Несколько глав дальневосточных регионов подписали совместное обращение к президенту.
'Самым опасным для Кремля было то, что губернаторы предприняли коллективное действие', говорит Николай Петров, специалист-регионовед в Московском Центре Карнеги. 'Это произошло для Кремля совершенно неожиданно. Они были уверены, что губернаторы им полностью подчиняются'.
Вскоре посвященные в кремлевские тайны начали шептаться, что команда Путина готовит кампанию против губернаторов на осень. В мае прокуратура возбудила уголовное дело против саратовского губернатора Дмитрия Аяцкова, а позже занялась Лисицыным. Верховный Суд запретил губернатору Самарской области Константину Титову участвовать в грядущих выборах.
'Все это говорит о том, что выиграть можно только с одобрения кремлевской администрации', говорит Игорь Ермоленко, руководитель самарского отделения партии 'Яблоко'. 'Чтобы подобная ситуация не повторилась вновь, Путин решил губернаторов назначать'.