С тех пор, как Владимир Путин вступил в 2000 году в должность президента, он пытается усилить влияние Кремля на нефтегазовый сектор. Ведь эти ключевые отрасли экономики дают 75 процентов российских валютных доходов и миллиардные прибыли. Приняв решение о приобретении государством большинства акций 'Газпрома', Путин достиг важной промежуточной цели: теперь он может приступать к национализации большей части энергетического сектора.
'Газпрому' теперь предстоит стать энергетическим мульти-гигантом. Отныне крупнейший в мире добытчик природного газа должен преуспевать сразу в нескольких секторах экономики: в производстве нефти, газа и электроэнергии. Покупка нефтяной компании 'Роснефть' - это только первый шаг в этом направлении. За ним последуют и другие, например, возможно приобретение 'ЮКОСа', крупнейшего нефтедобытчика России.
В результате 'Газпром', гигант с самыми значительными энергетическими запасами в мире, станет еще мощнее.
Это порадует любого инвестора, пока цены на нефть и газ остаются на нынешнем высоком уровне. Если же цены упадут, то проблемы возникнут с самым уязвимым звеном концерна - с ценоуправлением. Правда, государство берет в свои руки большинство акций 'Газпрома' и тем самым ясно дает понять, за кем последнее слово в этой отрасли. В то же время президент разрешает иностранным инвесторам осуществлять капиталовложения в 'Газпром' на равных правах с российскими инвесторами. В своем обращении он подчеркнул, что зарубежным инвесторам у нас будут рады, а когда речь идет о финансировании сложных проектов, даже очень рады. Только им нельзя претендовать на слишком большой кусок пирога.
Монополизация энергетического сектора - это отрава для российской экономики. Она ведет к неэффективности, парализует соревновательность. И мысль о том, что государственный комбинат по имени Газпром господствует на российском нефтяном и газовом рынке, не может не беспокоить.