Тот, кто видел в эти дни телевизионные обращения российского президента, согласится, что они отличаются от его выступлений четыре года назад. Путин похудел, его черты лица стали жестче, а глаза холоднее. Если в начале своего президентского срока глава государства казался наивным и немного неуклюжим юнцом, то теперь он напоминает загнанного в угол человека, который отчаянно ищет выход.
Два взорванных пассажирских самолета и, прежде всего, страшная драма с захватом заложников в Беслане (жертвами которой, видимо, стали вопреки официальным данным, не 330, а более 600 человек) доказали, что Путин и его ФСБ держат под контролем средства массовой информации, но никак не ситуацию в стране. Более 1500 россиян погибли с момента путинской инаугурации в результате террористических актов за пределами зоны военных действий в Чечне.
'Вся власть президенту', - гласит путинское кредо. Конституция при этом только мешает. Даже если он и так имеет две трети голосов в Думе, это большинство следует увеличить. Избирательное право надо изменить, чтобы все 450 депутатов впредь попадали в парламент исключительно по партийным спискам. Раньше половина парламентариев избиралась по одномандатным округам.
Тот факт, что главы регионов отныне будут назначаться президентом, пробуждает воспоминания о чудовище под именем 'Советский Союз'. Централизация власти не пойдет России на пользу. Она только повредит гражданскому обществу, которое срочно нуждается в усилении. Уже сегодня президент располагает широкими полномочиями, однако он и его команда не могут ими правильно воспользоваться. ФСБ и милиция могут без постановления суда прослушивать телефонные разговоры, просматривать факсы и сообщения по электронной почте, устанавливать камеры видеонаблюдения и задерживать подозрительных лиц на срок до двух недель.
Несмотря на это, российские граждане не могут чувствовать себя в безопасности. Коррупция пронизывает страну вплоть до самых вершин. Год за годом россияне тратят 36 миллиардов долларов на взятки, подсчитали эксперты фонда 'Индем'. Теперь борьба с коррупцией поручена именно тем, кому дают взятки.
Путин не имеет представления о том, как следует реформировать Россию. Ему постоянно приходится опускаться с небес на грешную землю. Например, начальник генерального штаба Анатолий Квашнин, уволенный за профнепригодность, был назначен представителем президента в Сибирском федеральном округе.
Путин доверяет только чекистам. Это его последний резерв. Руководителем аппарата правительства он сделал бывшего офицера госбезопасности Сергея Нарышкина. Биографии путинских сподвижников совпадают почти дословно. Все эти люди родом из Петербурга и служили в КГБ.
На фоне вторжения в демократическую систему критические голоса почти не слышны. 'Страна слабеет', - говорит Владимир Рыжков, единственный демократ в Госдуме. С ним соглашается Георгий Сатаров, бывший советник президента Бориса Ельцина. По его словам, Путин хочет усилить диктатуру.