Для сырьевых энергетических компаний политические риски не в новинку. 'Большая нефть' везде - от Индонезии до Нигерии - и всегда умела находить способы, чтобы скважины продолжали качать 'черное золото'. При необходимости они подмазывали местных политиков и успокаивали местное население обещаниями построить новую школу или клинику.
Россия показала, что к ней такие подходы не применимы по ряду причин. Для начала - эти люди знают, что такое нефть и газ. Нефтедобывающая отрасль была создана еще в XIX веке в Баку. Следует помнить, что одно время Советский Союз был крупнейшим в мире производителем нефти - и без помощи 'ExxonMobil'.
Иностранные нефтяные компании не могут диктовать свои условия Москве, как они могли это делать в Абудже. Кремль отказался идти навстречу западным компаниям в подписании контрактов, предусматривающих раздел произведенной продукции, что фиксирует налоговый режим на неограниченный срок.
Основные игроки на нефтяном поле утешают себя мыслью о том, что дело 'Юкоса' является вендеттой против политического оппонента. Однако недавние события показывают, что у президента Путина могут быть более широкие планы - восстановить политический контроль Кремля над полезными ископаемыми. В качестве локомотива для достижения этой цели Путин избрал 'Газпром'. Вчера давление газового гиганта ощутила на себе 'Бритиш Петролеум', которая амбициозно претендует на контроль над масштабным проектом.
Однако есть другой повод для беспокойства. Он касается качества собственности, которую наследует 'Бритиш Петролеум'. Россия - старая нефтяная провинция, и 'Бритиш Петролеум' обнаружил: когда покупаешь антиквариат, с ним вместе продаются сколы и трещины. Компания может добиться успеха в увеличении объема производства в России, однако за это ей придется побороться.