Терроризм, практикуемый одиночками или группировками, есть, конечно, страшное преступление. По сравнению с терроризмом, практикуемым государствами, это детский лепет. Но, видимо, у средств массовой информации нет слов для описания государственного терроризма.
Сегодня мир разделяется на два враждующих лагеря - 'своих' и 'ислам'. Именно так читаются сигналы, подаваемые правительствами западных стран, которые, как известно, никогда не ошибаются, а также их прессой, радио и телевидением. 'Ислам' пишем - 'террористы' в уме. Это напоминает времена 'холодной войны', когда мир делился на 'своих' и 'красных', и для собственной защиты мы допускали даже стратегию полного уничтожения. Сейчас мы знаем, или, по крайней мере, должны бы уже знать, что по большей части это был обман - как видно из рассекреченных недавно официальных документов, советская угроза была придумана исключительно на потребу публике.
И сегодня, как во времена 'холодной войны', каждый день нам показывают зеркало морали, отражающее только в одну сторону, а говорят, что это и есть реальное отражение событий. Новую угрозу вздувает каждое новое злодеяние террористов, будь то захват заложников в Беслане или взрыв в Джакарте. А в этом самом зеркале, которое нам показывают, так же отражаются и все грубейшие ошибки наших лидеров, но их благие намерения при этом совершенно не подвергаются сомнению. Как в греческой трагедии, критикуя Тони Блэра каждый раз, когда его политические провалы становятся достоянием прессы, хор официальных крикунов, аккредитованных при его дворе, одновременно превозносит его 'идеализм' и 'благочиние'. Блэр принимал самое непосредственное участие в убийстве, ни много ни мало, 37 тысяч гражданских жителей Ирака, но в новостях нам говорят не о его жертвах, но придумывают какие-то фальшивые темы от непонятной так называемой его 'борьбы' с Гордоном Брауном (министром финансов Великобритании - пер.) - ни дать ни взять Труляля и Траляля сцепились (Tweedledum and Tweedledee - персонажи книги Л. Кэрролла 'Алиса в зазеркалье' - пер.) - до сусального беспокойства по поводу опасности, которую нам всем несет глобальное потепление. Но после трагедии в Беслане Блэру позволяют говорить совершенно серьезно, без иронии и без единого голоса против, что 'этот международный терроризм не победит никогда'. Теми же самыми словами Муссолини некогда сопроводил бомбардировки мирных жителей в Абиссинии.
Слишком мало тех еретиков, которые не смотрят в это кривое зеркало, которые видят тотальный обман и имеют силы говорить, что Блэр и его присные - военные преступники в буквальном смысле слова, просто с юридической точки зрения. Но их поддерживает общество, уже знающее о ситуации так много, как я на своем веку еще не помню. И власть предержащих так беспокоит именно это напряженное безразличие, если не презрение, общества к играм Блэра с Брауном, а также все растущий интерес народа к тому, что на самом деле творится в мире.
Взглянем всего на несколько примеров того, как нам показывают мир и что он представляет собой на самом деле. Оккупация Ирака преподносится нам как 'полный бардак' - тупые и некомпетентные американские военные против фанатиков-исламистов. На практике же оккупация представляет собой систематическое уничтожение иракских мирных жителей коррумпированным американским офицерским сословием, которому добро на это дается прямиком из Вашингтона. В мае, например, американская морская пехота с танками и боевыми вертолетами атаковала трущобы Эль-Фаллуджи. Они признали, что убили 600 человек, то есть гораздо больше, чем 'боевики' убили за весь прошлый год. Генералы сказали прямо: эта резня была учинена как акция возмездия за убийство троих американских наемников. Шестьдесят лет назад от рук солдат дивизии СС 'Рейх' полегли 600 мирных жителей французского города Орадур-сюр-Глан (Oradour-sur-Glane) - это была акция возмездия за похищение немецкого офицера солдатами Сопротивления. Есть ли разница?
Сегодня американцы день за днем обстреливают ракетами Эль-Фаллуджу и густонаселенные районы других городов, убивая целые семьи. Если слово 'терроризм' и применимо к чему-либо в современном мире, то это терроризм индустриального государства по ту сторону Атлантики.
У британцев иной стиль - известно более сорока случаев, когда от рук британских солдат умирали иракцы, но только одному военнослужащему было предъявлено обвинение. В последнем номере журнала The Journalist, выпускаемого Национальным союзом журналистов (National Union of Journalists), внештатный корреспондент Ли Гордон (Lee Gordon) пишет: 'Британцам работать в Ираке опасно, особенно в южной его части, где наши войска имеют репутацию жестоких оккупантов (о чем дома, правда, никто не распространяется)'.
О растущем недовольстве этой войной среди самих британских солдат у них на родине тоже никто не говорит. Это так беспокоит наше Министерство обороны, что она стали даже всячески задабривать семью 17-летнего солдата Дэвида Макбрайда (David McBride) - его убрали из списков обвиняемых в незаконном оставлении части, куда он попал после того, как отказался воевать в Ираке. Кроме того, есть и еще одно беспрецедентное обстоятельство - практически все семьи солдат, погибших в Ираке, проклинают и оккупацию, и самого Блэра.
Только признав про себя, что государства тоже могут заниматься терроризмом, можно понять терроризм, совершаемый одиночками или группировками, и решать связанные с ним проблемы. Тот терроризм - тоже страшное преступление, но он меркнет по сравнению с терроризмом государственным. Кроме того, он неизбежно проистекает из государственного терроризма, для которого средства массовой информации почему-то не находят подходящих слов. Так, государству Израиль удалось убедить многих за рубежом в том, что именно оно является жертвой террористов, в то время как не что иное, как его непрекращающийся и тщательно планируемый терроризм и является источником бешеной мести со стороны палестинских смертников. Несмотря на все нападки израильских властей на Би-Би-Си - прекрасная форма запугивания, не правда ли - Би-Би-Си никогда не объявляет израильтян террористами: этот термин зарезервирован исключительно для палестинцев, запертых на своей собственной земле, как в клетке. Так что неудивительно, что, как показал опрос телевизионной аудитории, проведенный недавно специалистами из Университета Глазго, большинство британцев именно палестинцев считают захватчиками и оккупантами.
Седьмого сентября палестинские смертники убили в городе Беэр-Шева (Beersheba) шестнадцать израильтян. И в каждом выпуске новостей показывали представителя израильского правительства, который, прикрываясь этой трагедией, оправдывал строительство своей стены апартеида, хотя именно эта стена и является одной из главных причин акций насилия со стороны палестинцев. Почти в каждом выпуске новостей нам говорили о том, что закончились пять месяцев 'сравнительно мирной и спокойной жизни' и 'и перерыва в актах насилия'.
За эти пять месяцев сравнительно мирной и спокойной жизни было убито почти четыреста палестинцев, причем 71 человека убили спланированно. Пулей в сердце убили тринадцатилетнего мальчика, а пятилетней девочке разнесли выстрелом лицо, когда она шла по улице, держа за руку свою двухгодовалую сестру. Тело 14-летнего Мазена Маджида (Mazen Majid) было разорвано восемнадцатью израильскими пулями, а его семья вынуждена была бежать из снесенного бульдозерами дома.
Но это в Британии не называется терроризмом, а о большинстве этих событий вообще ничего не сообщается. Девятнадцатого мая израильские танки и вертолеты открыли огонь по мирной демонстрации, убив восемь человек. Это злодейство действительно широко освещалось - та демонстрация была частью растущего умеренного палестинского движения против насилия, которое собирает вокруг стены апартеида мирные демонстрации протеста, часто с молитвами. А подъем этого движения, похожего на движение Ганди в Индии, во всем остальном мире почти не замечают.
Таким же образом давят правду о Чечне. Четвертого февраля 2000 года российский самолет нанес удар по чеченскому селению Катыр-Юрт. Русские использовали так называемые 'вакуумные бомбы', работающие на взрывающихся парах бензина, высасывающие воздух из человеческих легких и запрещенные Женевской конвенцией. Также русские сбросили бомбы на колонну выживших после бомбардировки мирных жителей под белым флагом. Они убили 363 человека - мужчин, женщин, детей. Это был один из небольших террористических актов в Чечне, совершенных российским государством, которым несть числа. А лидер этого государства Владимир Путин после этого получает 'полную солидарность' Блэра.
Драматург Артур Миллер писал: 'Немногим из нас легко отказаться от веры в то, что общество должно представлять собой хоть что-то разумное. Сама мысль о том, что общество сошло с ума и карает так много невинных людей, невыносима. И именно поэтому мы сами про себя отрицаем любые свидетельства того, что это так и есть'.
Пора прекратить отрицать.
Джон Пилджер - писатель. Его новая книга 'Не лгите мне' (Tell Me No Lies) об успешных журналистских расследованиях выйдет в издательстве Jonathan Cape в октябре.