Десять лет назад идея европейской коллективной обороны в глазах чуть ли не всего мира выглядела несбыточной мечтой. Пять лет назад это был просто набор красивых слов. Сегодня концепция воплотилась в реальность. За последние два года, несмотря на скепсис некоторых кругов, согласованные усилия политиков и государственных деятелей позволили выработать скоординированную позицию в области европейской обороны, призванной дополнить функции союза НАТО.
Вехами развития европейской обороны в новом направлении стали три конкретных решения, принятых в этом году: о создании Европейского оборонного агентства (ЕОА), совместных европейских боевых групп, и европейской жандармерии.
В пятницу в голландском городе Нордвийк, в рамках неформальной встречи министров обороны стран Евросоюза, пройдет первое заседание руководящего совета ЕОА с момента его создания в июне этого года. Агентство должно стать главным инструментом осуществления европейской политики в области обороны и безопасности. Будучи самостоятельным учреждением, ЕОА будет полностью интегрировано в институциональную структуру ЕС. Заседание в Ноордвийке позволит более четко определить его функции.
Среди важнейших задач агентства следует назвать оптимизацию усилий ЕС в технологической сфере, укрепление индустриальной базы ЕС и поощрение научных исследований. Реальное создание единой европейской оборонной промышленности имеет жизненно важное значение для повышения конкурентоспособности ЕС. Страны-участницы Союза взяли на себя твердое обязательство позаботиться о том, чтобы агентство с самого начала получило реальные полномочия.
Это позволит нам в короткие сроки согласовать потребности стран-участниц путем рационализации системы заказов и расширения совместных проектов. Программа по созданию военно-транспортного самолета А-400М стоимостью в 25 миллиардов евро (30 миллиардов долларов) является примером достижений, на которые способна европейская оборонная промышленность. 60 самолетов уже заказала Германия, 50 - Франция, поступили заказы из Испании, Великобритании, Бельгии, Люксембурга и Турции.
За последние годы стратегическая обстановка радикально изменилась, увеличив потребность в легких мобильных силах, которые можно быстро перебросить на большое расстояние для урегулирования кризиса. Создание в рамках британско-германской инициативы боевых групп позволит в течение двух недель перебросить 1500 европейских солдат на расстояние до 5000 километров. Учреждение подобных совместных войсковых соединений обеспечит прозрачность при развертывании многонациональных сил. Несколько стран уже заявили о своем желании участвовать в этой программе. Франция, несомненно, проявит большую активность в этой области.
Другим важным вопросом заседания в пятницу является создание общеевропейских сил жандармерии. Необходимость перехода от 'военной' к 'гражданской' безопасности в условиях учащающихся кризисов придает этим контингентам жизненно важное значение. Жандармерии, скорее всего, придется решать широкий спектр задач в период от начальной фазы кризиса до этапа вывода войск и передачи ответственности гражданским властям.
Некоторые страны, в том числе и Франция, имеют военизированные полицейские силы, и почти все государства-члены ЕС согласились поддержать создание подобных сил на общеевропейском уровне. Сегодня я вместе с коллегами из Голландии, Италии, Испании и Португалии подпишу протокол о намерениях. В состав создаваемых сил войдут небольшой штаб в Виченце (Италия) и подразделения военизированной полиции в каждой из пяти стран, подписавших протокол. Первые штабные структуры начнут действовать уже в октябре.
ЕОА, боевые группы и жандармерия представляет собой конкретные элементы единого подхода ЕС к вопросу собственной обороны и демонстрируют готовность Европы повысить свою ответственность в оборонной сфере. С точки зрения ресурсов мы сегодня обладаем возможностями, позволяющими справиться с целым рядом разнообразных задач: развертыванием войск, выполнением полицейских функций, поддержкой со стороны гражданских структур, обеспечением гуманитарной помощи и даже участием в восстановительных работах. ЕС должен наращивать эти возможности по урегулированию кризисов.
В условиях нестабильности по всему миру, ЕС, как и НАТО, должен использовать взаимодополняющие возможности и ресурсы своих стран-участниц. Как мы видим на примере Балкан, Африки и Афганистана, европейские оборонительные структуры действуют не в противовес, а бок о бок с НАТО. Это происходит в рамках более сбалансированного партнерства, призванного подкрепить Североатлантический Альянс. В условиях распространения кризисных ситуаций любая конкуренция между оборонительными структурами ЕС и НАТО должна быть исключена. Тесное сотрудничество между ними имеет важнейшее значение - как и признание того факта, что одними военными средствами справиться с сегодняшними угрозами нельзя. К счастью, сегодня ЕС как никогда готов к действиям в кризисных ситуациях по всему миру. Если у Евросоюза не выработается комплекс неполноценности в отношении НАТО, его потенциал по обеспечению безопасности в мире будет и дальше расти.
Автор - министр обороны Франции