Произведенное Кремлем слияние энергетических концернов 'Газпром' и 'Роснефть' вызывает восторг не везде.
Крупнейший в мире газовый концерн 'Газпром' собирается взять в свои руки государственное предприятие 'Роснефть' и, таким образом, пойти в нефтяной бизнес. В результате появляется гигант, который может иметь значительный вес на мировых энергетических рынках. Исходя из резервов нефти и газа, Газпром/Роснефть, имея запасы нефти в размере 117,7 миллиардов баррелей (один баррель - 159 литров), заметно опередит таких нефтяных гигантов, как ExxonMobil с запасами 21,2 миллиарда или ВР с 18 миллиардами баррелей.
Но объединение государственных нефтяных и газовых резервов еще не завершено. Президент России Владимир Путин сказал недавно на одном из семинаров перед иностранными учеными на Валдае, что он накажет любого чиновника, который доведет крупнейший нефтяной концерн ЮКОС до банкротства. И добавил, что в случае сохранения неплатежеспособности его собственность может перейти в руки государства. ЮКОС в связи с предъявлением сомнительных требований о доплате налогов за 2000-2003 годы оказался на грани банкротства. Теперь предстоит вынесение его основных активов на аукцион. Деловой мир обращает особое внимание на дочернюю компанию 'Юганскнефтегаз', на которую приходится 62 процента всей добычи нефти ЮКОСа. Впрочем, глава 'Газпрома' Алексей Миллер все еще отрицает наличие какого-либо интереса. В настоящее время инвестиционный банк Dresdner Kleinwort Wasserstein производит по поручению российского Министерства юстиции оценку стоимости компании 'Юганскнефтегаз'. После этого восточносибирская компания может быть выставлена на аукцион.
Взамен того, что государство уступает 'Роснефть' 'Газпрому', передавая в придачу еще дочернюю компанию 'Газпромнефть', которую еще предстоит создать, оно получает контрольный пакет акций. До сих пор у государства 38,4 процента акций 'Газпрома', но поскольку оно было акционером дочерних компаний, то слово было за ним. Если государство будет владеть контрольным пакетом акций, то лучшие возможности для осуществления своих идей должны будут получить также иностранцы, как это пообещал Путин. До сих пор они все вместе не имели права иметь акции 'Газпрома', превышающие в общей сложности 20 процентов. Крупнейшим иностранным инвестором является дочка концерна E.on компания Ruhrgas AG, имеющая пакет акций в размере 6,5 процента. Иностранцы вынуждены довольствоваться так называемыми временными долговыми расписками, которые дороже, чем собственно ценные бумаги 'Газпрома'. Даже если фондовый рынок отреагировал крайне позитивно, можно слышать и скептические голоса. В Министерстве энергетики говорят, что сняты будут не все ограничения. Мол, либерализация будет проходить поэтапно и может занять по времени год. Помимо этого аналитики предупреждают относительно рисков, возникающих при создании нефтегазового концерна. Уже сегодня у 'Газпрома', насчитывающего 300000 сотрудников, достаточно строительных площадок. Так, необходимо срочное освоение газовых полей. В частности, в планах, которые не реализованы, значится строительство новых трубопроводов в направлении Азии и Европы, а также транспортировка сжиженного газа в США. Не хватает миллиардов долларов. Теперь возникает опасность, связанная с тем, что 'Газпром' делает приобретения на нефтяном рынке. К тому же встает вопрос, что будет с долгами нефтяной компании 'Роснефть', у которой до сих пор был плохой менеджмент, долги составляют 2,4 миллиарда долларов США. Рейтинговое агентство Standard & Poor's говорит о 'рисках, которые связаны с непредсказуемой стратегией правительства в области энергетики'. В будущем, что касается инвестиций 'Газпрома', верх могут взять, скорее, политические, чем экономические соображения.
Тем не менее, глава 'Газпрома' Миллер, доверенное лицо Путина, рассматривает приобретение 'Роснефти' только как этап на пути к созданию энергетического гиганта. В настоящее время 'Газпром' делает также значительные приобретения в секторе электроэнергетики.