Распространение демократии - лейтмотив выступлений Буша. Угадайте, кто защищает демократию в России? Коммунисты.
В США Джордж Буш произносил перед восторженными толпами пламенные речи о том, что благодаря политике его администрации 'мир становится более свободным'. А в центре Москвы, на узкой улочке перед зданием Генпрокуратуры, кучка демонстрантов на прошлой неделе выражала иное мнение о состоянии свободы в России при друге и союзнике Буша Владимире Путине. 'Наше общество кренится в сторону диктатуры, - сказал один из участников акции, Владимир Улас. - Путин превращает демократию в фарс'. Кто же этот отважный защитник принципов, которыми так дорожит Америка? Улас - первый секретарь московского горкома КПРФ.
Вот по такой ироничной траектории движется постсоветская Россия. В то время как Путин продолжает уводить страну от демократии (якобы с целью остановить будущие теракты), бывшие угнетатели российского народа, коммунисты, оказались среди тех немногих, кто выступает против действий президента, хоть и несколько несмело. На прошлой неделе Путин принял одно из самых смелых своих решений, оживив часть коренных структур бывшего СССР. Он объявил, что к концу года губернаторы будут выбираться Кремлем, а не местными избирателями. Кроме того, он планирует внести изменения в политическую систему страны, с тем чтобы лишить избирателей возможности выбирать представителей в парламент напрямую. Тем временем лояльные Путину законодатели предлагают принять ряд мер безопасности, которые сделают преемницу КГБ, ФСБ, еще более могущественной, ограничат свободу передвижения граждан внутри России и завербуют тысячи добровольцев служить 'ушами' и 'глазами' правительства.
Примечательна не только игра Путина с властью, но и то, что в России это вызвало лишь намек на протест. Борис Ельцин, предшественник Путина и первый (по мнению некоторых, единственный) демократически избранный президент России, выступил с первым заявлением со времени своей отставки, осудив развитие событий - но сделал это с позиции неопровержимой силы бывшего руководителя страны. Более красноречивой была реакция самих губернаторов, начавших расхваливать инициативу. Крошечная акция протеста московских коммунистов стала единственной известной общественной демонстрацией (небольшой она была из-за распоряжения городских властей, запрещающего собрания более 20 человек) и прошла практически незамеченной для СМИ, оказывающихся под все большим контролем государства. На телевидении и в газетах аналитики открыто заявляли о необходимости вернуться к советским методам после ужасающей серии терактов, в особенности захвата школы в Беслане, в результате которого погибли как минимум 338 детей и взрослых. 'Этот кризис предоставил хорошую возможность, - говорит аналитик Ольга Крыштановская, известная своими источниками в Кремле. - Идея заключается в том, чтобы позаимствовать некоторые из лучших методов управления большой страной, которые были в СССР - более авторитарный подход. Но одновременно сохранить рыночную экономику'.
Президент Буш позволил себе лишь мягкий и непрямой укор: 'Борясь с врагами демократии, правительства должны придерживаться принципов демократии'. За кулисами американские чиновники так же равнодушны. В действиях Путина нет ничего 'удивительного', небрежно заметил один из высокопоставленных чиновников администрации, отвечающий за отношения с Россией. 'Россия - не демократическое общество'. По его словам, сейчас россиян качество демократии волнует гораздо меньше, чем вероятность террора и распада страны, который могут вызвать террористы вроде чеченского сепаратиста Шамиля Басаева. 'Путин и его сторонник [министр обороны Сергей] Иванов видели распад Советского Союза. Теперь они боятся, что Россию ждет то же самое. Это не гипотетические страхи'. Единственный аргумент, который американцы не могут привести, это то, что Путин действует вопреки воле народа. Недавний опрос показал, что 82% россиян выступают за учащение проверок документов милиционерами, 92% поддерживают ограничение свободы передвижения и 65% одобряют больший контроль над печатью. Некоторые московские аналитики предсказывают, что следующим шагом Путина - тоже под флагом борьбы с терроризмом - будет внесение изменений в Конституцию, с тем чтобы продлить свой срок у власти или создать для себя новую, более могущественную роль.
В любом случае, непохоже, чтобы США собирались ему помешать. Судя по большинству сообщений, спорный вопрос никак не повлиял на давние теплые отношения между Путиным и Бушем. После того, как Путин сердито осудил давление США, выступающих за переговоры с чеченцами, на встрече с журналистами, его спросили о Буше. Голос президента потеплел, он приложил руку к груди: 'Буш - хороший человек'. Два лидера видят войну с террором в одном и том же, все более суровом свете, как бескомпромиссную борьбу добра со злом.
Проблемы Америки в Ираке (которые явно радуют большинство россиян), похоже, наметили тенденцию, которая может облегчить Путину жизнь. Вашингтонские неоконсерваторы и их демократический крестовый поход оказались дискредитированными как дома, так и за рубежом. Путин, продолжая наступление на гражданские свободы (во имя борьбы с террором, как и США), постарался подбодрить внешний мир. На прошлой неделе он объявил о скорой отмене двойной системы владения акциями 'Газпрома', препятствующей иностранным инвестициям в компанию. Это давно ожидаемый шаг, который должен подтолкнуть российский рынок вперед. Похоже, однако, что в кремлевских кулуарах параллельно готовится продажа добывающих активов злополучного 'Юкоса' государственному нефтяному гиганту, 'Роснефти'. Кроме того, на прошлой неделе стало известно о грядущем слиянии 'Роснефти' и 'Газпрома', результатом которого станет крупнейшая в России (и одна из крупнейших в мире) энергетическая компания, подконтрольная Кремлю. Аналитики называют это 'российской Aramco', проводя параллели с государственной нефтяной компанией Саудовской Аравии, которая заправляет в ОПЕК. Это тоже новый советизм Путина.
Основная опасность для Буша - это то, что его старый друг перестарается. Некоторые американские чиновники обеспокоены заявлением Путина о том, что он планирует перенять еще один антитеррористический метод Буша - упреждающие удары. Большинство наблюдателей полагают, что российский президент присматривается к Панкисскому ущелью в соседней Грузии, где предположительно скрываются чеченские боевики. Вероятно для того, чтобы предвосхитить подобную атаку, грузинские власти в субботу объявили, что грузинские и российские силы совместно патрулируют пограничный горный регион на вертолетах. Но если это не удовлетворит Путина, Буш вряд ли станет у него на пути. Знаком того, что Вашингтон может закрыть глаза на упреждающий удар, стало заявление американского посла в Грузии, который на прошлой неделе признал, что Панкисское ущелье является пристанищем боевиков. Ваш ход, Путин.