Президентские выборы на Украине, назначенные на следующий месяц, ставят 48 миллионов украинцев перед сложным выбором, затрагивающим их будущее. Но выборы эти приобрели еще большее значение, с тех пор как в соседней России Владимир Путин на прошлой неделе объявил капут демократии. Теперь нам предстоит увидеть, сможет ли эксперимент политической свободы выжить хоть где-нибудь на постсоветском пространстве.
Предзнаменования варьируются от противоречивых до негативных. В отличие от бесцветных 'выборов', прошедших недавно в России и Казахстане, оживленная избирательная кампания на Украине напомнила о том, что повсеместно люди ценят избирательные права. Бывший премьер-министр Виктор Ющенко возглавляет лагерь оппозиции и большинство соцопросов, на 5-8% опережая своего соперника, премьера Виктора Януковича, которого непопулярный президент Леонид Кучма хочет видеть своим преемником.
Однако гораздо более серьезная битва развертывается за то, какую политическую модель, путинскую или западную, изберет Украина, вторая по численности населения республика на постсоветском пространстве. Отчаянно пытаясь сохранить политическую (и, следовательно, экономическую) власть, Кучма и компания многому учатся у Москвы. Семь государственных телеканалов Украины открыто выступают против Ющенко, заявила вчера группа независимых наблюдателей. По словам представителей предвыборного штаба Ющенко, за последние два месяца на него было совершено два покушения. На прошлой неделе он лечился в Австрии от химического отравления, а в июле грузовик пытался столкнуть его автомобиль с дороги.
Как и на президентских выборах 1999 года и на двух прошлых парламентских выборах, избиратели ожидают манипуляций со стороны правительства. По данным недавнего опроса, лишь 12,5% украинцев считают, что выборы пройдут честно. Победив на свободных выборах в 1994 (это был первый случай на постсоветском пространстве за исключением Прибалтики, когда правящий президент допустил передачу власти), Кучма бесстыдно лишил своих оппонентов такой же привилегии. В результате демократические традиции Украины ослабли, но не исчезли полностью. Вполне вероятно, что нынешние выборы станут поворотным моментом.
Здесь у путинской России и у США с Европой разные интересы. Путин по опыту знает, что демократические соседи естественно тяготеют к Западу. Взгляните хотя бы на попытки Грузии избавиться от российского вмешательства после прошлогодней 'революции роз'. При Кучме Украина по началу тоже склонялась в сторону НАТО и ЕС, пока президент не погряз в коррупции и различных скандалах. Российский президент поддерживал Кучму на протяжении этих тяжелых лет, а нынешним летом фактически одобрил выбранного украинским лидером преемника.
Запад не может позволить себе неуверенную позицию. Как и в 1990х, эта стратегически расположенная страна сегодня опять является, цитируя эксперта по Украине Шермана Гарнетта (Sherman Garnett), 'краеугольным камнем в арке' любой западной стратегии, направленной на стабилизацию региона. В Белоруссии диктатор Александр Лукашенко фактически объявит себя пожизненным президентом на смехотворных 'выборах' в следующем месяце. Путин тоже на месте в этой ретро-советской толпе.
Экономическая и военная мощь дает США определенные рычаги воздействия, тогда как ЕС может предложить торговые связи и, возможно, даже членство в будущем. Кремль был в ярости, когда Джордж Буш на прошлой неделе выступил с критикой Путина. США должны заполнить вакуум в общественных дебатах. Молчание немецкого и французского руководства в Москве кажется оглушительным.
Честные выборы, умноженные на недавний экономический рост, сделают Украину более зрелой политически. Такая Украина сможет послужить примером своим собратьям по СНГ и принести всем самые разные выгоды. . . и долгожданные хорошие новости из этой части света в нынешнем году.