Москва, 18 сентября 2004 года (UPI). Намерен ли Владимир Путин оставаться российским президентом пожизненно?
С учетом недавних изменений в структуре политических институтов России, Путину, возможно, почти не остается выбора. Путину потребовались почти 5 лет, чтобы консолидировать власть Кремля над политической жизнью России; и вот теперь Путин может оказаться заложником собственного детища. Выстроенный вокруг Кремля политический истеблишмент, скорее всего, станет требовать, чтобы Путин оставался президентом в течение очень долгого времени.
Сделанное Путиным на прошлой неделе заявление о ликвидации прямых выборов губернаторов, а также выборов депутатов в нижнюю палату парламента от одномандатных округов является кульминацией целой серии институционных перемен, в результате которых Кремль стал центром политической жизни России. Если заглянуть дальше, губернаторами будут назначенцы Кремля, а выживание малочисленных политических партий станет практически невозможным.
Перестройка Путиным политической системы России не только укрепляет власть федерального чиновничества; она оставляет его практически в единственном числе как ядро формулирования и проведения в жизнь политики. В этом качестве чиновничество в сегодняшней России является единственно значимой политической силой. Крупные политические партии сохранятся, но большинство их лидеров будет назначать Кремль.
Не предстоит ли теперь изменение Конституции РФ, чтобы позволить Путину остаться в президентах на третий срок? Принимая во внимание централизацию власти с того момента, когда в 2000 году он впервые был избран президентом, создается ощущение неизбежности того, что это тоже произойдет. Однако изменения, допускающие третий срок, возможно, имеют незначительное касательство к тому, что большинство аналитиков называет путинским "захватом власти". Совершенно не ясно, желает ли Путин остаться на третий президентский срок. Однако вполне возможно, что его желание в действительности не играет никакой роли: созданные им централизованные властные структуры могут этого от него потребовать.
Если исключить крупные политические перемены, которые существенно повредили бы интересам чиновничества, то сейчас существует побудительный мотив к тому, чтобы сохранять политический статус-кво. И этот статус-кво не способно сохранить управление делами президента; это может гарантировать только лично Владимир Путин.
Остается неясным, является ли получившее при Путине новые полномочия чиновничество таким типом политического устройства, какой необходим для продолжения экономических и структурных реформ. Тем более не ясно, способен ли более централизованный политический контроль обеспечить укрепление общественной безопасности и вести борьбу против внутреннего и международного терроризма. Сохраняются сомнения в том, заинтересовано ли путинское государство с сильной властью центра в том, чтобы бороться со своими главными недугами - неэффективностью и коррупцией.
Однако несомненно, что те, кого продвигают и поддерживают при путинской системе, захотят, чтобы он оставался во власти как можно дольше. Региональные губернаторы приветствовали решение Путина отменить прямые выборы губернаторов населением, полагая, что им будет куда проще ублажать главного в Кремле, чем вступать в единоборство с местными избирателями и решать их проблемы. Губернаторам, которые останутся в фаворе у Кремля, не будет нужды тревожиться о сроках пребывания на своих постах - вопрос, который волновал многих из них до того, как на прошлой неделе прозвучало заявление Путина.
Поддерживаемые Кремлем партии в парламенте уже запустили в качестве пробного шара идею изменения Конституции РФ с тем, чтобы обеспечить Путину возможность остаться на третий президентский срок. Официально некоторые парламентарии лезут из кожи вон, чтобы завоевать благосклонность Путина; неофициально все те же парламентарии желают сцементировать свое политическое положение и близость к центру власти. Оппозиционные Кремлю политические партии, в том числе и когда-то могущественная Коммунистическая партия, скорее всего, исчезнут.
Неопределенно длительное пребывание Путина во власти гарантирует также, что на смену ему, в конечном итоге, придет чиновник. Путинская система не рождает политиков; скорее всего, она ведет к тому, что те немногие подлинные политические деятели, которые есть, утратят свою значимость. С другой стороны, чиновники как политический класс будут наиболее вероятными кандидатами на занятие президентского поста, чтобы тем самым гарантировать политическое господство чиновничества.
Путин неоднократно высказывал сожаление по поводу распада Советского Союза. Однако он не сожалеет о крахе Коммунистической партии Советского Союза и ее идеологии. Путин сожалеет об отсутствии порядка и уважения к государству, которое родилось из обломков Советского Союза. Путин не одинок: большинство россиян, включая чиновников, испытывают те же самые чувства сожаления об утрате.
Таким образом, когда его критики в стране и за рубежом называют Путина авторитарным правителем, нужно памятовать о том, что как сторонник авторитарной власти он в большей мере является детищем чиновничества с его инстинктивной жаждой власти и стремлением к выживанию, нежели создателем этого самого чиновничества. Для Путина будут отменены предельные сроки пребывания в должности, чтобы обеспечить бюрократии счастливую жизнь. В данный момент, Путин, вполне возможно, уже не властен повлиять на это дело.