Москва, 20 сентября (ЮПИ). Вовлеченный в длительный конфликт с государством - а его отношения с властями в последнее время превратились в опасную игру нервов, победитель в которой заранее известен - российский нефтяной гигант 'Юкос' намерен внести максимальную сумятицу и хаос перед тем, как сам он будет разорван на части. Руководство нефтяной компании сообщило в понедельник, что будет резко сокращена отгрузка нефти в испытывающий нефтяной голод Китай, несмотря на прозвучавшие ранее заверения премьер-министра Михаила Фрадкова о том, что возникшие у 'Юкоса' проблемы с законом не отразятся на объемах экспорта нефти.
По сообщению российской деловой газеты, неназванный источник в 'Юкосе' сообщил, что компания приостановит поставки нефти 'Китайской национальной нефтяной компании' из-за невозможности оплатить транспортные расходы. Эта новость, а также разрушительные последствия урагана 'Иван' в США привели к резкому скачку цен на нефть. Цены на сырую североморскую нефть марки 'Brent', с поставкой в ноябре выросли на 28 центов и в понедельник к концу торговой сессии достигли уровня 42,73 доллара за баррель.
Представитель 'Юкоса' также сообщил, что компания продолжит отгрузку нефти другой китайской компании - 'Sinopec', поскольку, по его словам, поставки российской нефти для 'Sinopec' носят более жизненно необходимый характер, нежели для 'Китайской национальной нефтяной компании'. 'Юкос' является единственным поставщиком российской нефти в КНР, однако из-за финансовых трудностей компании, связанной с многомиллиардной налоговой задолженностью, возникли сомнения относительно ее возможности продолжать добычу и отгрузку нефти. Поставки нефти 'Юкосом' в КНР покрывают примерно 7% потребностей этой страны в сырой нефти, которые в целом оцениваются в 400 тыс. баррелей в сутки.
Далее представитель 'Юкоса' утверждал, что поставки нефти в Китай будут возобновлены в полном объеме после того, как российский суд снимет арест со счетов 'Юкоса', которые были заморожены до полного погашения налоговой задолженности, что позволило бы компании производить расчеты по транспортным и таможенным расходам. Это последнее замечание носит чисто политический характер, поскольку российские власти не продемонстрировали никаких намерений снять арест с банковских счетов 'Юкоса' или разрешить компании реализовать свои активы для изыскания свободных денежных средств. В этом смысле российскому экспорту сырой нефти в Китай ничто особенно не угрожает - заявления, сделанные от лица 'Юкоса', являются лишь попыткой увеличить политические ставки в игре, которую эта нефтяная компания неизбежно проиграет.
Китаю также не следует особенно волноваться. Как заявило на прошлой неделе руководство Российских железных дорог, Китай заверил его, что он возьмет на себя транспортные издержки 'Юкоса', связанные с железнодорожной транспортировкой нефти, в случае, если компания окажется в очень сложном финансовом положении.
Таким образом, последние заявления 'Юкоса' напоминают скорее тактику проведения психической атаки с целью досадить властям и вызвать дополнительные затруднения на международных нефтяных рынках, и без того уставших от бесконечных скачков цен.
Сообщается, что 'Юкос' начал направлять часть экспортной продукции на внутренний рынок. Поскольку компания испытывает проблемы с наличными средствами, ее руководство, скорее всего, пришло к выводу о том, что малоприбыльные экспортные поставки нефти в КНР через Забайкальск (по этому маршруту нефть поставляется для 'Китайской национальной нефтяной компании') из-за возросших таможенных пошлин, высоких железнодорожных тарифов и растущей разницы в цене на нефть марок 'Urals' и 'Brent' становятся невыгодными для 'Юкоса'.
Заявление представителя 'Юкоса' означает, что подобное решение может стать гамбитной партией в ее игре: с одной стороны, компания сможет оперативно получить дополнительные наличные финансовые средства, а с другой - создать дополнительные проблемы для Кремля. Наращивание объемов более выгодных в финансовом отношении поставок нефти на внутренний рынок взамен малоприбыльных поставок по железной дороге через Забайкальск полностью оправдано с коммерческой точки зрения, учитывая то тяжелое финансовое положение, в котором оказалась эта нефтяная компания. При этом всем, кто следит за развитием дела 'Юкоса', совершенно ясно, что компания никогда не сможет собрать необходимой для погашения налоговой задолженности суммы наличности.
Подобное решение руководства 'Юкоса' носит также и политический характер, и направлено оно в том числе и на то, чтобы напомнить миру о грозящем развале компании и чтобы выставить Кремль в как можно более неприглядном свете. Фрадков официально гарантировал, что Россия будет продолжать выполнять свои обязательства по экспортным поставкам нефти в КНР. 'Юкос' же хочет, чтобы Фрадков взял свои слова обратно и извинился за сказанное.
Трудно, конечно, найти особый смысл в подобном шаге 'Юкоса' - помимо весьма реального последствия в виде роста мировых цен на нефть. Китай дал ясно понять, что он пойдет на дополнительные расходы в целях обеспечения бесперебойной доставки нефти, добытой 'Юкосом', на свои НПЗ. Вот уже на протяжении года с небольшим российские власти неоднократно давали всем ясно понять, что ничто не способно помешать им единолично завладеть 'Юкосом', какие бы при этом ни возникли сопутствующие потери и издержки.
'Юкос' затеял очень опасную игру. Его действия привели к очередным потрясениям на нефтяных рынках, заставляют нервничать стратегически важного потребителя российской нефти, и способствовали тому, что цены на сырую нефть опять практически достигли своего максимума. Устроенный им в этой игре гамбит может заставить Кремль ужесточить карательные меры против компании - при этом не следует полностью сбрасывать со счетов возможность ее немедленной национализации в целях обеспечения национальной экономической безопасности и в качестве важного дипломатического шага в сторону Китая.
В 'Юкосе' также забывают, что высокие цены на нефть не вызывают у Кремля особых проблем. Поскольку в резервном фонде государства уже накоплено более 90 млрд. долларов, последние решения 'Юкоса' лишь приведут к дальнейшему обогащению российского государства, которое с удовольствием примет наличность, и не будет испытывать никакой жалости, вычеркнув 'Юкос' из списка российских компаний.