Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Свято место пусто не бывает

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Вопрос о том, каким будет долгосрочное воздействие 'дела 'ЮКОСа'' на инвестиции в России, остается неясным. Если власти сумеют организовать относительно честный уголовный процесс, не допустить банкротства компании и продать ее активы на основе прозрачности и конкуренции, дело может, в общем, ограничиться уже нанесенным ущербом. Однако особое беспокойство вызывает тот факт, что методы Кремля нанесли урон постепенному установлению в России законности и уважения к частной собственности

Как выяснил Эндрю Джек, немало иностранцев по-прежнему готовы заполнять инвестиционные 'бреши' в России, образовавшиеся в результате 'бегства' отечественного и западного капитала

Хотя некоторые из крупнейших российских бизнесменов продают свои активы и переводят капиталы за рубеж, находится достаточно иностранцев, готовых заполнить образовавшийся вакуум, несмотря на предостережения о том, что инвестиции в России по-прежнему представляют собой 'экстремальный спорт'.

Хотя в первые 6 месяцев 2004 г. отток капитала из России превысил приток на 5,5 миллиардов долларов (во втором полугодии 2003 г. наблюдалась обратная картина), объем прямых иностранных инвестиций за тот же период вырос до рекордного уровня, превысив 8 миллиардов долларов. Биржа постепенно восполняет убытки, понесенные за последние несколько месяцев.

Первым - еще в начале 2003 г. - команду 'покинуть корабль' отдал Роман Абрамович, склонный к скрытности владелец нефтяного концерна 'Сибнефть'.

Он продал свою собственность в горнорудной и автомобильной промышленности, пытается избавиться от главных нефтяных активов, и вовсю удовлетворяет свое пристрастие к иностранному футболу, приобретя, к примеру, лондонский футбольный клуб 'Челси'.

Но даже г-н Абрамович, благодаря своим политическим связям некогда считавшийся одним из самых влиятельных российских 'олигархов', и чутко уловивший 'перемену ветра', не мог предвидеть, к каким последствиям приведут действия его собрата и делового партнера по слиянию нефтяных компаний Михаила Ходорковского и жесткая реакция властей на эти действия.

Из-за давления Кремля г-н Ходорковский оказался за решеткой, а затем и под судом по обвинению в мошенничестве и уклонении от налогов. Принадлежащий ему нефтяной концерн 'ЮКОС' предупреждает, что, из-за серии незаконных решений налоговых органов, он оказался на грани насильственного банкротства. Несмотря на свое неоднозначное прошлое, г-н Ходорковский первым в России повысил стандарты прозрачности в своей компании и стал проявлять уважение к интересам миноритарных акционеров. В результате акции 'ЮКОСа' взлетели вверх, сам он стал богатейшим человеком в России, а в страну потянулись крупные западные инвесторы. Сегодня же наблюдается противоположный 'наглядный эффект'.

Г-н Абрамович, которому, перед продажей контрольного пакета акций 'Сибнефти' нужно еще окончательно аннулировать слияние с 'ЮКОСом' - не единственный, кто сокращает инвестиции в России.

То и дело возникают слухи о том, кого еще Кремль изберет для 'примерного наказания', чтобы приструнить других олигархов. Ведущие бизнесмены, а также оптимистично настроенные аналитики и иностранные инвесторы считают 'атаку' на г-на Ходорковского разовым мероприятием, призванным наказать его за чрезмерные политические амбиции.

Однако г-н Ходорковский - не первый, и, возможно, не последний бизнесмен, ставший жертвой Кремля. 'Уважительную причину' можно найти всегда. Владимир Гусинский пострадал из-за своих медийных активов, Борис Березовский - из-за политических амбиций, Яков Голдовский - за сопротивление попыткам Кремля укрепить позиции 'Газпрома'. В результате в деловых кругах воцарилась нервозная атмосфера, а олигархи демонстрируют явную тенденцию к сокращению инвестиций в России и стремление максимально 'придержать' наличность до прояснения ситуации.

'Цели большого бизнеса изменились - на смену максимальной капитализации приходит контроль над денежными потоками', - утверждает один банкир-инвестор, работающий в России.

Что же касается иностранцев, то если кто-то из них и 'обжегся', другие по-прежнему считают Россию перспективным рынком. Когда ING и 'Societe Generale' вышли из синдиката, созданного для предоставления нефтяной группе 'ТНК-ВР' займа в 600 миллионов долларов, их место немедленно заняли три других банка.

Хотя в последнее время риск, связанный с акциями некоторых российских компаний, снова увеличился, макроэкономическая ситуация выглядит стабильной благодаря высоким ценам на нефть и профициту бюджета, побуждая 'закаленных' инвесторов, специализирующихся на развивающихся рынках, обратить свой взор на государственные облигации.

Быстрый экономический рост и реструктуризация экономики в стране с нарождающимся потребительским рынкам означает, что многие малые и средние российские фирмы по-прежнему имеют возможность для расширения и инвестиций. Некоторые из них даже рады, что власти обрушились на олигархов, которые мешали свободной конкуренции.

Вопрос о том, каким будет долгосрочное воздействие 'дела 'ЮКОСа'' на инвестиции в России, остается неясным. Если власти сумеют организовать относительно честный уголовный процесс, не допустить банкротства компании и продать ее активы на основе прозрачности и конкуренции, дело может, в общем, ограничиться уже нанесенным ущербом. Однако особое беспокойство вызывает тот факт, что методы Кремля нанесли урон постепенному установлению в России законности и уважения к частной собственности.

Это не означает, что в стране больше невозможно делать бизнес: здесь еще можно получить значительные прибыли. Но подобное беспокойство порождает вопросы о характере развития России в долгосрочной перспективе и позволяет объяснить, почему объем инвестиций остается относительно скромным.