Русские нефть и газ - как свисающий с дерева лесной улей, полный заманчивого меда. Висит он высоко над землей на ветке, к которой опасно приближаться, да к тому же охраняется он злыми дикими пчелами. И все же отведать меда хочется, и трудно найти такие западные компании, которым удается совладать с порывом взобраться на дерево и лизнуть сочащегося из сот меда.
"Бритиш Петролеум"(BP) быстро сообразила, что надо срочно припасть к золотой жиле, и теперь довольно себе устроилась на ветке, слизывая с лап сладкий мед. "Шелл" (Shell) также оперативно подсуетилась, одной из первых проникнув на этот рынок. Однако обе эти компании после успешных переговоров относительно того, как им уготовить себе место поудобнее на шаткой ветке, напрочь забыли про пчел.
Первый укус пчел почувствовала на себе ВР, когда Кремль пригрозил отозвать лицензию на главный газовый проект компании в России. Пчелиные укусы испытала на себе и "Шелл" - ее участие в колоссальном сахалинском проекте по сжиженному газу оказалось на грани срыва из-за превышения сметных расходов и возникших экологических проблем.
Сметная стоимость проекта, составлявшая 9,6 млрд. долларов (5,4 млрд. фунтов), достигла почти 12 млрд. долларов. Из-за возросшей стоимости сахалинского проекта - по некоторым данным его стоимость теперь близка к 13,4 млрд. долларов - жужжание пчел вокруг улья становится все более сердитым по мере того, как "Шелл" все глубже залезает лапой в сладкие соты.
Следует вместе с тем отметить, что эти две компании - слишком большие особи, которые могут и не обратить внимание на укусы насекомых, однако более серьезную озабоченность вызывает опасение, что ветка может оказаться ненадежной, подгнившей. На земле под деревом лежит еще одна жадная особь, которая пыталась завладеть пчелиным медом. Она все в пчелиных укусах, нога у нее сломана, и еще вопрос, сможет ли она пережить зиму и дотянуть до весны.
Судьба нефтяной компании "Юкос", которой в свое время владел Михаил Ходорковский, практически предрешена. Осталось лишь узнать, кто именно из друзей Кремля сможет воспользоваться шансом приобрести активы "Юкоса" по сходной цене.
Свалятся ли другие с дерева? "Юкос" был не одинок в активном использовании фискальных оазисов и других способов ухода от налогов - и это явилось основной причиной его нынешнего расчленения. Французской нефтяной компании "Тотал" (Total) хватило даже краткого ознакомления со схемами уплаты налогов контролируемой Романом Абрамовичем НК "Сибнефть", чтобы отказалась от предложения приобрести ее акции. "Это отравленная пилюля", - заметили осторожные французы. В ВР, со своей стороны, настаивают, что у них имеются гарантии о возмещении убытков в случае возникновения у российского партнера - компании ТНК - задолженности по налоговым платежам. Однако, что подобные гарантии стоят в российском суде?
И тем не менее, с сомнением посматривая на медовый улей с земли в течение года-двух, "Тотал" наконец собрала всю свою храбрость и ступила на качающуюся ветку. В настоящее время французы ведут переговоры о приобретении миноритарного пакета акций в некрупной российской энергетической компании.
"Тотал" инвестирует в Россию по той простой причине, что компания обязана это делать. Вопрос стоит так: быть там или не быть нигде. Среди крупнейших нефтяных компаний мира "Тотал" располагает самым быстро растущим инвестиционным портфелем в области нефтедобычи благодаря крупным инвестициям этой компании в Анголе, однако после 2007 года на этом направлении деятельности у компании могут возникнуть проблемы.
"Тотал", как и все крупнейшие международные нефтяные компании, должна держать свои нефтеналивные емкости полными, но им теперь закрыт доступ к месторождениям на Ближнем Востоке. Россия теперь стала для них единственной крупной мировой медовой кормушкой, доступ к которой открыт.
Так им казалось. Еще год назад Россия, месторождения которой были подготовлены для выставления на торги, светила им подобно маяку. Единственно, что их сдерживало, это цены и запутанное законодательство.
Вопрос с последнем ныне решен в том смысле, что на законодательство можно в той или иной степени не обращать внимания. Все властные полномочия теперь сконцентрированы практически исключительно у чиновников в Кремле, где и принимаются решения по всем важнейшим вопросам. В то же время появляются новые сомнения относительно того, на какую роль "ВР", "Шелл", "ЭксонМобил" (ExxonMobil) и "Тотал" могут рассчитывать в России.
Скорее всего, им уготована судьба играть роль второй скрипки. Все шаги, которые предпринимал президент Путин после ареста бывшего владельца "Юкоса", указывают на неспешно реализуемую, но неуклонную линию, направленную на возвращение государству основных нефтяных активов, разбазаренных коррумпированным режимом Бориса Ельцина. Идет процесс восстановления централизованной экономической власти в стране. Слияние с благословения президента, полученного на прошлой неделе, принадлежащего государству газового гиганта "Газпрома" с "Роснефтью" приведет к созданию огромной компании, располагающей разведанными нефтегазовыми запасами в размере 117 млрд. баррелей, что в шесть раз превышает аналогичный показатель "ВР".
Размер государственного пакета акций в новой компании будет доведен до 51 процента, и таким образом компания перейдет под твердый государственный контроль, и ее голос будет слышан и вес ощутим в любом крупном проекте в области национальной энергетики. Ничего нельзя будет получить или достичь, минуя сотрудничество с этим гигантом.
Иностранные нефтяные компании не возражают против неподатливых политических режимов, если те не мешают им заниматься своим нефтяным бизнесом. Совершенно очевидно, что в России им подобное не светит, и со стороны "ВР" и "Шелл" было бы просто глупо считать, что Россия является ответом на их проблемы с освоением новых нефтегазовых месторождений.
Это только начало еще одной проблемы.