Мне интересно: политики, использующие страх для своего избрания, перестали бы делать это, если бы они знали о вреде, который они причиняют здоровью людей? Реальный физический вред. От которого люди болеют. Который, возможно, даже убивает их. Конечно, политики делают это не преднамеренно и не осознанно. Однако подобная тактика "запугивания" не только заставляет людей думать, что вы - именно тот кандидат, который сделает их жизнь безопаснее. Она вызывает стресс и может быть такой же угрозой здоровью общества, какой является сам терроризм.
Институт исследования транспорта Мичиганского университета обнаружил, что за период с октября по декабрь 2001 года в автомобильных авариях погибло примерно на 1000 американцев больше, чем за аналогичный период предыдущего года. Почему? Несомненно, здесь значительную роль сыграл страх перед полетами на самолетах. И хотя этот страх был вызван не заявлениями властей, он демонстрирует, что когда люди напуганы, они делают такой выбор, который позволяет им чувствовать себя в большей безопасности, например, предпочитают автомобиль полету на самолете, хотя подобный выбор влечет за собой больший риск.
Можно привести другой пример. В 2002 году, в преддверии празднования первого после событий 11 сентября Дня независимости - 4 июля - власти сделали предупреждение о повышенной вероятности терактов. Данные Федерального бюро расследований указывают, что запросов на покупку личного оружия в конце июня было на треть больше, чем обычно. Конечно, вы можете владеть оружием, если вам хочется. Но давайте будем честными. Вероятность того, что оружие защитит вас от нападения террористов, довольно мала. В то же самое время оружие вокруг нас увеличивает вероятность несчастных случаев.
Помните, как в письмах рассылали споры сибирской язвы? Десятки тысяч американцев начали в целях профилактики принимать антибиотики. Это позволило им чувствовать себя в большей безопасности, однако прием таких лекарств заблаговременно не приносит пользы - он только способствует развитию штаммов бактерий, невосприимчивых к определенным видам лекарств.
Помимо всего этого свое коварное влияние оказывает постоянно растущий стресс. Хронический стресс ослабляет нашу иммунную систему. Он негативно влияет на сердечно-сосудистую и желудочно-кишечную системы. Он тормозит образование новых костных клеток, снижает способность к деторождению и способствует развитию клинической депрессии.
Когда люди боятся, это несет угрозу их здоровью. Испытываем ли мы более сильный, чем обычно, стресс? Проведенный Ассоциацией душевного здоровья нации опрос о психологических последствиях событий 11 сентября 2001 года показал, что 49 процентов американцев сказали, что они обеспокоены, 41 процент - что они боятся, 8 процентов американцев - что они стали гораздо чаще испытывать эмоциональное расстройство без видимых причин, 7 процентов испытывают проблемы со сном. В Нью-Йорке данные свидетельствуют о росте употребления наркотиков, алкоголя и табака за последние три года, прошедшие после нападений 11 сентября.
Трудно оценить, сколько вреда нанесла вся эта обеспокоенность. Только увеличение количества смертей на дорогах в конце 2001 года составляет больше чем треть от общего количества жертв событий 11 сентября. Вполне законно можно предположить, что из-за наших страхов уже пострадало, а возможно, и умерло столько же людей, сколько в тот ужасный день.
Будет упрощением и даже цинизмом говорить, что каждое упоминание властей о терроризме, даже такое, как повышение уровня тревоги или объявление об очередном аресте, имеет политический характер. Тысячи правительственных работников напряженно трудятся, чтобы защитить нас. Однако политики из обеих партий, использующие страх для манипулирования нашими голосами, только увеличивают тот вред, от которого они, по их словам, пытаются нас защитить.
Около 75 процентов американцев говорят, что цель терроризма заключается в том, чтобы вызвать у людей душевные страдания и страх. Не этому ли способствуют недавние яростные заявления вице-президента Дика Чейни (Dick Cheney)? Не такой ли потенциальный эффект имеют зачастую слишком панические высказывания генерального прокурора Джона Эшкрофта (John Ashcroft)? Не это ли именно произошло, когда министр внутренней безопасности Том Ридж (Tom Ridge) положительно отозвался об успехах президента Буша в войне с террором, одновременно подняв уровень тревоги? И уж точно можно сказать, что бесстыжие политические заявления Говарда Дина (Howard Dean), сделанные после поднятия уровня опасности, имели именно такой эффект.
На кону стоит здоровье общества. И не только душевное здоровье. Речь идет также и о нашем физическом самочувствии. Политики, запугивая нас, чтобы получить наши голоса, причиняют нам вред. Будет справедливо потребовать, чтобы они остановились, а если они не сделают этого - наказать их за это на выборах.