В настоящее время в российском нефтяном и газовом секторе промышленности отмечается наличие двух, судя по всему, исключающих друг друга тенденций. С одной стороны, государство с помощью 'Газпрома' и 'Роснефти' создает своего собственного 'гиганта' и ревностно разрушает фундамент частного крупного предприятия ЮКОС. С другой, оно побуждает иностранных инвесторов к более широкому присутствию, правда, до определенной границы.
Российская нефтегазовая отрасль пришла после заявления о приобретении полугосударственным энергетическим колоссом 'Газпром' государственной нефтяной компании 'Роснефть' в сильное движение. Дело в том, что поскольку государство этой покупкой получает элегантным образом контрольный пакет акций 'Газпрома' в размере 50%, то в перспективе видится устранение той так называемой защитной стены, того переплетения из законов и указов, которые серьезно затрудняют покупку акций 'Газпрома' иностранцами, ограничивая возможность их приобретения 20%. Большинство аналитиков в Москве надеется, что эта стена будет устранена в начале 2005 года, а банкиры из инвестиционных банков уже соревнуются по части фантазий относительно курса ценных бумаг 'Газпрома', которые тогда поступят в свободную продажу. До сих пор иностранцы могли официально покупать только американские депозитарные расписки (АДР).
Продолжение государственной экспансии?
Однако кое-кто призывает робко обратить внимание на то обстоятельство, что президент Владимир Путин объявляя о союзе 'Газпрома' и 'Роснефти', в частности, действительно сказал о перспективе устранения дискриминации, но он не проронил ни слова о снятии количественных ограничений на приобретение акций. Зато замечание на этот счет сделал министр промышленности и энергетики Виктор Христенко, который тут же намекнул, что верхняя планка для владельцев акций 'Газпрома' вполне может сохраниться. Вопрос будет решен, когда слияние будет завершено, а произойдет это, согласно оптимистическим прогнозам, до конца года.
Уже сегодня ясно, что российское государство создает в лице 'Газпрома' и 'Роснефти' колосса, который затмит весь сектор. Это, собственно, подтверждает всего лишь то, что давно уже наметилось: Кремль хочет играть главную роль на рынке, который имеет не только большое стратегическое значение, но и дает львиную долю государственного бюджета, и именно в нефтяной отрасли больше не желает довольствоваться второстепенной ролью. При таком сценарии логичным для государства была бы дальнейшая экспансия в нефтяном секторе, поскольку 'Роснефть' не является крупным действующим лицом. И что может быть лучше компании 'Юганскнефтегаз', лучшего предприятия ЮКОС, на долю которого приходится в концерне 60% добычи нефти и которое избрано служителями правосудия в качестве компенсации налоговых долгов ЮКОСа?
Игра по-крупному
Но пока этого еще не произошло. Схватка между государственными органами и прежним флагманом частной российской нефтяной компании продолжается, при этом ставки все время повышаются. В настоящее время ЮКОС после того, как погасил долг в размере 2,5 млрд. долларов США, должен налоговым органам (за 2000 год), службе судебных приставов все еще чуть больше 1 млрд. долларов США. Остающуюся часть долга можно было бы погасить в течение одного месяца. Но поскольку уже предъявлено второе требование о доплате налогов в размере 3 млрд. долларов США за 2001 год и ожидаются аналогичные требования за последующие годы, то света в конце туннеля пока не видно, наоборот. Судебные приставы не собираются отказываться от своего намерения выставить 'Юганскнефтегаз' с целью погашения долгов по налогам на аукцион. Для этого немецкая компания Dresdner Kleinwort Wasserstein (DKW) производит оценку дочернего предприятия ЮКОСа. Московская экономическая газета 'Ведомости' только что сообщила, что DKW подняла стоимость дочки ЮКОСа с 15 до 17 миллиардов долларов США, что, по мнению аналитиков, соответствует рыночной цене. Но DKW тут же выступила с заявлением, что работы еще не завершены.
Провальная атака ЮКОСа
ЮКОС взирает на непрекращающиеся атаки государственных органов не безучастно. Его недавний ловкий ход направлен на то, чтобы оказать давление на президента Путина, сократив объемы экспорта. Путин гарантировал потребителям российской нефти ее поставки из разных источников, в результате чего дело ЮКОСа негативно на экспорте и на добыче не сказывается. Но на днях руководство ЮКОСа сообщило, что не сможет поставить значительную часть обещанной нефти Китаю, поскольку не в состоянии финансировать ее транспортировку. Совсем не случайно это заявление последовало всего за день до визита в Кремль китайского премьер-министра Вэнь Цзябао (Wen Jiabao). По крайней мере, после того, как ЮКОС договорился с компанией 'Транснефть', являющейся монопольным владельцем сети нефтепроводов, об оплате транспортировки сырой нефтью, на первый случай экспорт в Европу гарантирован.
ЮКОС охотно рисует картины сокращения добычи нефти, что в связи с обещаниями Путина ставит Кремль в неловкое положение. Дочерняя компания 'Юганскнефтегаз', будучи больше не в состоянии оплачивать счета местных поставщиков электроэнергии, была уже вынуждена сократить объемы добычи, пусть пока только на 2%. Хуже то обстоятельство, что компания не в состоянии больше платить и свои налоги: у нее, как и у других предприятий, входящих в холдинг ЮКОСа, судебные приставы заморозили счета. Согласно некоторым аналитикам, это могло бы полностью отвечать интересам государственных органов, так как дочка ЮКОСа могла бы, в худшем случае, лишена лицензии на добычу нефти. Это серьезно понизило бы стоимость компании, которую мог бы легко переварить, например, 'Газпром'. Цена на уровне 15-17 млрд. долларов США далеко не по зубам даже для нового государственного концерна, не говоря уже о других кандидатах, дружественных к Кремлю. В последние дни, в то время, как Кремль, разрушая ЮКОС и усиливая 'Газпром', подает сигнал заметного усиления влияния государства в данном секторе экономики, наблюдается противоречивая, судя по всему, тенденция увеличения иностранных инвестиций.
Полная ненависти любовь к иностранным инвестициям
Как уже сообщалось, французский концерн Total собирается приобрести 25% акций независимой газовой компании Novatek, а американский концерн ConocoPhillips хочет побороться на аукционе за 7,6% акций 'Лукойла', которые на следующей неделе выставляются на аукцион со стартовой ценой в размере 1,9 млрд. долларов США. Единственный вывод, который можно из этого сделать: России, конечно, нужны деньги из-за границы для развития своей нефтегазовой отрасли, но при условии как можно меньшего зарубежного влияния.