Вокруг бывшего чемпиона мира по шахматам Гарри Каспарова группируются противники режима, стремящиеся спасти демократию
В других странах порой разыгрываются страсти. Например, в Японии. Депутаты там рискуют своей головой и галстуком, когда в парламенте обсуждаются важные законы. Они набрасываются друг на друга, хватают за грудки, карабкаются и бросаются на коллег. Искаженные от боли лица, стиснутые головы, расставленные локти.
В России все иначе. Когда президент Владимир Путин в результате драматических событий в Беслане объявил о расширении своих властных полномочий, спокойствие в Думе не было нарушено. Да там практически никого и нет, кто мог бы громко возразить Кремлю: партии демократов, как их понимают на Западе, на последних парламентских выборах в конце 2003 г. не смогли преодолеть 5-процентный барьер. Поэтому резкая критика слышна лишь от 15 независимых депутатов Госдумы.
В широких слоях населения понятие демократии после радикальных реформ бывшего премьер-министра Егора Гайдара дискредитировано. Оно ассоциируется с сосредоточением власти в руках олигархов, сколотивших себе огромные состояния, в то время как народ обнищал. Поэтому провал либералов на выборах не был неожиданностью. За партией 'Союз правых сил' (СПС) стоял ненавистный Анатолий Чубайс, а либеральная партия 'Яблоко' финансировалась концерном 'Юкос', принадлежащим олигарху Михаилу Ходорковскому. Только в городах либералы могут рассчитывать на поддержку интеллигенции.
Новая возможность - хотя бы незначительно изменить соотношение сил во власти - представится в 2007 г., когда будут очередные выборы в Думу, нижнюю палату парламента. А год спустя, в 2008 г., предстоят президентские выборы. Однако перспективы тоже не слишком радужные. Александр Никитин, руководитель Московского Центра политических и международных исследований, говорит: 'Только если СПС и Яблоко объединят свои силы, они смогут попасть в парламент'. И хотя все равно правое крыло будет представлять в Думе меньшинство, 'но уже само по себе присутствие будет иметь символическое значение'.
Клаус Зегберс (Klaus Segbers) из Института Восточной Европы Свободного университета Берлина, говорит: 'Соперничество демократических партий между собой не идет им на пользу. В новых условиях им ничего не остается, как сплотиться'.
В ближайшие месяцы и годы ход в политической игре может оказаться за Гарри Каспаровым. Бывший российский чемпион мира по шахматам возглавляет 'Комитет 2008 - свободные выборы', к которому присоединился ряд известных политиков, журналистов и правозащитников, в том числе и вдова лауреата Нобелевской премии за мир Андрея Сахарова, Елена Боннэр. Все они явные противники Путина. 'Комитет' стремится содействовать сплочению демократов.
Алексей Симонов, член 'Комитета', говорит, что у партий, самих по себе, на предстоящих выборах нет никаких шансов. Очень важны новые лидеры, 'но в настоящий момент я их не вижу'. Симонов сетует, что с его платформой у него почти нет возможностей выступать на контролируемых государством каналах. Но трудности заключается не только в этом. В настоящее время люди в России больше интересуются потреблением, нежели укреплением гражданского общества. 'ИКЕА важнее, чем Каспаров'.