Каждому, кто верит 'утке', будто отношения США с союзниками находятся в плачевном состоянии, было бы полезно узнать о беседе, которая состоялась у меня на прошлой неделе с министром иностранных дел Японии Йорико Кавагути (Yoriko Kawaguchi). В интервью, которое я взял у нее в номере-люкс нью-йоркского отеля, эта миниатюрная и спокойная женщина-дипломат отметила: 'Уже многие годы отношения между США и Японией не были так хороши'.
И это не простая вежливость. Японии пришлось изменить 9 статью конституции - которая ограничивает применение вооруженных сил страны задачами самообороны - чтобы отправить вспомогательные подразделения в Ирак для участия в помощи населению и восстановительных работах. Она предоставила Ираку финансовую помощь в размере 5 миллиардов долларов, и, к тому же, оказывает аналогичную поддержку Афганистану. Г-жа Кавагути активно занимается улучшением отношений с центральноазиатскими государствами, играющими столь важную роль в обеспечении мира в соседнем Афганистане.
США - единственная страна, с которой Японию связывают официальные союзнические отношения; кроме того, по словам министра иностранных дел, две страны объединяют 'общие концепции демократии, верховенства закона и рыночной экономики'. Она отмечает, что Япония активизирует внешнеполитическую деятельность, стремясь 'внести позитивный вклад в обеспечение мира, безопасности и экономического процветания на планете'.
Япония, занимающая в экономическом отношении второе место в мире, является важнейшим союзником США. Однако из-за 'ненавязчивого' политического курса страны в послевоенные годы ее значение часто недооценивается. Япония принимает участие в усилиях по ликвидации ядерной угрозы со стороны Северной Кореи, и одновременно предоставляет свои технологические разработки для системы противоракетной обороны, которую совместно создают обе страны-союзницы. Она сотрудничает с США в деле передислокации американских воинских контингентов, особенно в действиях по сокращению американского военного присутствия на Окинаве - 'чувствительном' с политической точки зрения вопросе.
Япония рассматривает улучшение отношений с Китаем, которые в прошлом складывались непросто, в качестве важного элемента стабильности в Азии. За последние пять лет объем ее торговли с Китаем удвоился, японские инвестиции в эту страну выросли втрое; радикальным образом увеличился и туристский обмен между двумя государствами. Хотя г-жа Кавагути и не упоминает об этом прямо, экономическая заинтересованность Пекина в поддержании стабильности поможет развеять опасения США и соседних с Китаем демократических стран в том, что в его политическом курсе может наступить поворот в сторону экспансии.
Звучащие в ходе предвыборной кампании Керри (Kerry) обвинения в адрес нынешней администрации, что ее действия якобы привели к международной изоляции США, не соответствуют действительности и в том, что касается отношений Америки с другими странами. По крайней мере, их явно не подтверждает новый премьер-министр Индии Манмохан Сингх, также прибывший в Нью-Йорк на прошлой неделе на сессию Генеральной Ассамблеи ООН. В беседе с редакторами 'Wall Street Journal' он подчеркнул, что США и Индия развивают стратегическое партнерство, установленное в эпоху Клинтона-Ваджпая, добавив: 'Я не вижу серьезных раздражающих факторов' [в отношениях между США и Индией- прим. перев.]. Индия и Пакистан, подобно Японии с Китаем, пытаются изменить к лучшему сложную ситуацию в двусторонних отношениях, и США оказывают им в этом поддержку. Если их усилия увенчаются успехом, это станет весьма важным вкладом в обеспечение безопасности в мировом масштабе. Кроме того, Индия, где проживает 150 миллионов мусульман, по словам г-на Сингха, не считает, что война против террора привела к 'столкновению цивилизаций', о чем так часто говорят авторы 'апокалиптических' теорий.
Что же касается европейского региона, то страны 'новой Европы', чьи воинские контингенты участвуют в операциях по установлению мира в Ираке и Афганистане, отвергают огульные утверждения о том, что возглавляемые США коалиции состоят исключительно из малых государств, и представляют собой 'альянсы по принуждению'. Польшу, страну с населением в 39 миллионов человек, и Украину (49 миллионов жителей) - не назовешь малыми государствами; с точки зрения экономического богатства и влияния к этой категории никак нельзя отнести и Великобританию, Италию, или Нидерланды. 'Принудить' эти страны к чему-либо совсем не просто.
Даже некоторые по-настоящему 'малые государства' гордятся тем, что оказывают нам помощь. На прошлой неделе в редакции нашего журнала побывал энергичный тридцатишестилетний президент Грузии Михаил Саакашвили. Он подчеркнул, что его страна с населением в 5 миллионов человек предоставила свои войска для миротворческих операций в Ираке, Афганистане и Косово. Она предлагает взять на себя опасную задачу охраны сотрудников ООН, участвующих в подготовке выборов в Ираке, намеченных на январь будущего года. И это происходит в тот момент, когда сама Грузия подвергается определенной угрозе со стороны России - ее громадного северного соседа - по-прежнему рассматривающей ее как одну из 'губерний' Российской империи.
Конечно, в российско-американских отношениях наступило охлаждение. Но причиной этого стала не политика США. Президент Владимир Путин отреагировал на недавние зверские теракты попытками ужесточить контроль над политической жизнью России, в связи с чем возникли опасения о возврате страны к советским методам управления. Критики считают этот курс ошибочным, и утверждают: чтобы вернуть лояльность окраинных регионов, ему следовало бы либерализовать гражданское общество и создать государственные институты, внушающие больше доверия.
Другим серьезным политическим оппонентом США, несомненно, является Франция - именно с ней в основном связан поднявшийся шум о том, что администрация Буша провоцирует 'антиамериканизм' в мире. Однако, хотя в прошлом году президент Жак Ширак, бросивший вызов Джорджу Бушу, и оказался на гребне популярности, удостоившись восторженных откликов в прессе, эта ситуация не продлилась долго. С тех пор его популярность снизилась, а Франция на международных форумах ведет себя куда сговорчивей. Так, на прошлой неделе она согласилась с масштабным планом НАТО по подготовке новой иракской армии, выдвинув лишь незначительные возражения.
В самом Ираке, хотя потери США растут, а восстание продолжает бушевать, повстанцы, судя по всему, не могут похвастаться сколько-нибудь значительными успехами. 32 страны предоставили в общей сложности 25000 солдат в распоряжение возглавляемой США коалиции. Продолжается воссоздание иракской армии и полиции, и в дальнейшем они смогут играть более активную роль в наведении порядка в стране. Вооруженные формирования ас-Садра, удерживавшие Наджаф, разгромлены и понесли громадные потери. А на прошлой неделе глава временного правительства Ирака Айяд Аллави (Ayad Allawi) заявил, что выборы в стране, как и запланировано, состоятся в январе будущего года. Примерно в 15 из 18 провинций Ирака стабильность восстановлена настолько, что проведение выборов на их территории, вероятно, не вызовет особых затруднений.
В дополнение к вышесказанному, более 60 стран являются союзниками США в рамках Инициативы по безопасности в области нераспространения (Proliferation Security Initiative) - усилий международного сообщества по срыву поставок материалов, связанных с оружием массового поражения. Надеются ли союзники США на некое 'вознаграждение'? Некоторые, несомненно надеются. Политика - это игра по принципу 'ты мне - я тебе'.
Япония и Индия, наряду с Германией и Бразилией, надеются обрести статус постоянных членов Совета Безопасности ООН, и США предлагают им свою поддержку. Япония даже считает реформу ООН одной из важнейших внешнеполитических задач, и не без оснований заявляет, что организация, созданная 60 лет назад, чей Совет Безопасности действует в неизменном составе с 1965 г., не отвечает реалиям сегодняшнего дня. Однако, как отмечает г-жа Кавагути, союзники к тому же понимают, что именно поставлено на карту в войне с террором: 'Мы восприняли 11 сентября как угрозу для нас самих'.