Номер за 4 октября 2004 года, опубликован в электронном виде 27 сентября 2004 года. В июле в Форт-Грили (Fort Greely), штат Аляска, была установлена на позиции первая противоракета Национальной системы противоракетной обороны (НПРО) США (National missile-defense system, NMD). Спустя несколько недель президент Буш-младший (George W. Bush) объявил, что первые компоненты НПРО вскоре "станут боеготовыми". Выступая 17 августа на авиакосмическом предприятии фирмы "Boeing" в Ридли-Парк (Ridley Park), штат Пенсильвания, президент похвалил усилия тех, кто делает эту систему, и объявил: "Мы говорим тем тиранам, которые думают, что можно шантажировать Америку и свободный мир, 'Если вы по нам стрельнете, мы вашу ракету собьем'". Это станет сюрпризом как для американцев, так и для тиранов, что данная спорная система готова что-то там сбивать, ибо о ней почти ничего не было слышно после того, как нападения 11 сентября 2001 года переопределили национальное представление об обороне. Однако Буш-младший во время последней кампании за свое переизбрание в президенты обещал разработать НПРО, а в декабре 2002 года, через год после того, как администрация США объявила, что намерена выйти из Договора об ограничении систем противоракетной обороны, он отдал распоряжение, чтобы развертывание НПРО было начато в 2004 году. Соответственно, была назначена дата 1 октября.
В последние 3 года сотрудники Агентства противоракетной обороны США (Missile Defense Agency, MDA) трудятся сверх меры, чтобы создать систему, которая, как они утверждают, нейтрализует ракетную угрозу Северной Кореи. В сотрудничестве с компанией "Orbital" и с другими подрядчиками они разработали и построили новую трехступенчатую ракету-носитель и "kill vehicle" (боевой блок, который после отделения от ракеты-носителя осуществляет поиск головной части или боеголовки баллистической ракеты противника на траектории и уничтожает ее с помощью поражающих элементов - прим. пер.). Они построили в Форт-Грили на площади 700 акров (1 акр = 0,404686 га) противоракетный стартовый комплекс и модифицировали четыре шахтные пусковые установки (ШПУ) межконтинентальных баллистических ракет (МБР) на авиабазе ВВС США Ванденберг (Vandenberg), штат Калифорния. Они заложили в землю оптический кабель протяженностью 13000 миль (1 сухопутная миля = 1,609 км), связывающий Вашингтон, федеральный округ Колумбия, с Форт-Грили, несколькими объектами в Корпус-Кристи (Corpus Christi), штат Техас, и штабом НОРАД (Командование противовоздушной обороны Североамериканского континента) в горе Шайен (Cheyenne Mountain), штат Колорадо. На одном из объектов в Корпус-Кристи они строят современный радиолокатор, который будет мобильным и морским. Этот радиолокатор, имеющий высоту 25-этажного дома и вес 50000 т, будет установлен на самоходной нефтяной платформе, а поскольку он слишком велик для того, чтобы можно было провести его по Панамскому каналу, ему придется на пути к Алеутским островам обогнуть Мыс Горн, избегая штормовых ветров с Берингова моря.
И все-таки, несмотря на все эти усилия, развертывание будет далеко не завершено. Согласно планам администрации Буша-младшего, НПРО в окончательном варианте будет включать два искусственных спутника Земли (ИСЗ) - один на высокой, другой на низкой орбите - для оказания содействия в раннем обнаружении пусков, сопровождении ракет противника и наведении на них противоракет. Однако разработка обоих ИСЗ отстает от графика на годы, а потому, пока не прибудет на место новый радиолокатор, противоракетам США придется в большой мере полагаться на радиолокационные системы, которые были разработаны в 60-70-х годах прошлого века для раннего предупреждения о пусках советских ракет. Самая важная система, размещающаяся на Алеутских островах, не прошла проверки в своей новой роли и, с учетом ее пространственной ориентации, не сумеет обнаруживать пуски северокорейских ракет по целям на Гавайских островах. Планировалось иметь в составе боеготовой НПРО 10 пусковых установок противоракет, однако к моменту начала развертывания будет построено самое большее пять-шесть противоракет, и никто не знает, смогут ли они поразить хоть что-нибудь, потому что они не испытывались по реальным целям.
В период между 1999 годом и декабрем 2002 года опытные образцы противоракеты в пяти случаях из восьми сумели поразить в космическом пространстве макеты боеголовок ракет. Однако тогда им выдавались данные, которые едва ли предоставят северокорейцы, например, время и место старта и траектория ракеты. Более того, эти испытания были чисто предварительными. Они не выявили, способна ли система работать в темное время суток, или в сложных метеоусловиях, или против нескольких боеголовок, или против боеголовки относительно грубой конструкции, которая вместо того, чтобы вращаться, станет кувыркаться в полете. В то время пентагоновский начальник, ответственный за испытания, оценивал, что система будет готова к войсковым испытаниям не ранее, чем через 10 лет, и подобно многим другим специалистам по системам оружия он сомневался в том, что эта система когда-нибудь будет способна дискриминировать реальные боеголовки на фоне ложных целей, даже таких простых, как майларовые шарики (Mylar balloons).
В декабре 2002 года Агентство противоракетной обороны США планировало провести новые испытания противоракеты до даты начала развертывания, однако отчасти по причине технических неудач, в том числе, проблем со строительством новой ракеты-носителя, не было проведено ни одного из запланированных испытаний. (По свидетельству бывшего начальника, ответственного за испытания, в Форт-Грили опытные пуски противоракет проводиться не будут из соображений безопасности и вреда для окружающей среды.) На данный момент не существует объявленных планов проведения испытаний противоракеты по трудным для перехвата целям или в незапрограммированных условиях, а войсковые испытания даже не маячат на горизонте.
Бюджет НПРО в последние 4 года вырос вдвое, главным образом вследствие удорожания разработки и развертывания. На следующий финансовый год на эту систему выделяется более 10 млрд. долл. - примерно столько же, сколько на все научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы (НИОКР) армии США, а также в 2 раза больше бюджета Бюро таможенного и пограничного контроля (Bureau of Customs and Border Protection) Департамента внутренней безопасности США (Department of Homeland Security) и почти в 2 раза больше ассигнований этого департамента на Службу береговой охраны (Coast Guard). По оценке Агентства противоракетной обороны США, в период до конца 2009 года на НПРО будет израсходовано 53 млрд. долл., однако в прошлом это агентство преуменьшало оценки расходов. Например, в прогноз на прошлый год была включена стоимость развертывания к концу 2005 года 20 ПУ противоракет в Форт-Грили и Ванденберге, но администрация США затребовала также 20 запасных противоракет и сегодня она ведет переговоры с Польшей, Венгрией и Чешской Республикой о позициях для радиолокаторов и возможных позициях для противоракет, которые, как утверждают официальные лица, защитят США и Европу от ракет, запущенных с Ближнего Востока, - в особенности с территории Ирана.
Официальные лица Агентства противоракетной обороны США отрицают, что есть какие-то политические соображения в решении администрации развернуть неполную и не прошедшую испытаний систему. Система, говорят они, остается в стадии разработки; объекты на Аляске просто послужат более реалистичным "испытательным стендом" (test bed), в то же время обеспечивая стране некоторую защиту от угрозы нападения. Однако их логика непонятна многим военным специалистам. Система предназначена для борьбы исключительно с МБР. Северная Корея не проводила летных испытаний баллистической ракеты большой дальности стрельбы после того, как последнее такое испытание 6 лет назад кончилось неудачей, а Иран разрабатывает ракеты слишком малой дальности, чтобы можно было поразить объекты в Западной Европе, не говоря уже о Соединенных Штатах. Главный апологет НПРО сенатор Джон Кил (John Kyl) от штата Аризона недавно назвал баллистические ракеты "единственной реальной угрозой для нас, с которой мы пока не способны бороться", но фактически у Соединенных Штатов есть такая способность в форме ее высокоточных управляемых ракет, которые наверняка будут использованы для уничтожения МБР противника в точке старта, если нападение будет казаться неотвратимым. Не столь ясно, как защитить нацию от террористов с ножами для вскрытия картонных коробок и с бомбами в чемоданчике. Этой весной 49 отставных генералов и адмиралов призвали президента отложить развертывание НПРО и перенацелить фонды на обеспечение физической безопасности ядерных объектов и защиту американских морских портов и границ от куда более насущной опасности со стороны "Аль-Каиды", вместо того чтобы создавать систему, которая, быть может, окажется бесполезной против не существующей в данный момент угрозы.