На этой неделе более 6 миллионов студентов по всей Европе готовятся к новому учебному году - здесь он начинается позже, чем в США. Их ждут около 3300 университетов.
Кому-то из них - ничтожному меньшинству - повезло: они будут учиться в старинных, почтенных университетах, на которых и сегодня держится репутация европейского высшего образования. Уделом большинства, однако, станут второсортные, и даже третьесортные учебные заведения. А многие из тех, кто получит солидный диплом и серьезное образование, вскоре покинут Европу ради лучших условий в Соединенных Штатах.
Высшее образование в Европе находится в плачевном состоянии, а поскольку оно является признаком готовности общества вкладывать деньги в собственное будущее, то и всему 450-миллионному населению Евросоюза эта новость не сулит ничего хорошего.
В прошлом году Еврокомиссия опубликовала обескураживающие данные - своего рода рейтинг университетов мира, подготовленный специалистами из Шанхая. Из университетов, занявших первые 50 мест, 35 - американские. Из Европы в первую десятку попали только Оксфорд и Кембридж. Лондонский университет занял 11 место. Следующий ВУЗ из стран ЕС - Утрехтский университет из Голландии - идет аж на сороковом месте.
В этой ситуации нет ничего удивительного. Страны ЕС тратят на высшее образование 1,1 % ВВП, а США - 2,3%. Как показало исследование, проведенное недавно ОЭСР [Организацией экономического сотрудничества и развития - прим. перев.] на одного студента в США тратится примерно 20000 долларов в год, что вдвое превышает аналогичные расходы в Германии, и трое - в Испании.
Это связано с традиционным европейским подходом, когда ответственность за высшее образование возлагается на государство, а не самих студентов и их семьи. В США частное финансирование высшего образования составляет 1,2 % ВВП, в Японии - 0,6%, а в ЕС - мизерные 0,2% (да и этот показатель формируется в основном за счет одной страны - Великобритании).
'Рост недофинансирования европейских университетов подрывает их возможности по привлечению лучших талантов и совершенствованию научной и преподавательской деятельности', - говорится в докладе, распространенном недавно Еврокомиссией.
'Учитывая, что восполнить растущую нехватку средств за счет дополнительного государственного финансирования вряд ли удастся, необходимо искать новые пути увеличения и диверсификации доходов университетов', отмечают далее авторы доклада. Это означает, что семьям европейских студентов, возможно, вскоре придется нести ответственность за их обучение наряду с государством и европейскими налогоплательщиками, и так страдающими от чрезмерно высоких поборов.
В докладе отмечается, что американские университеты куда менее стеснены в средствах, чем европейские - средние расходы на одного студента там выше в 2-5 раз. Отчасти подобный разрыв объясняется привлечением средств самих студентов, в том числе иностранных. Но американские университеты получают и значительное финансирование от государства, в том числе на научные и оборонные исследования, предоставляемое властями штатов и федеральным правительством; немалые средства, особенно на фундаментальные исследования, поступают и из частных источников - от бизнеса и филантропических организаций.
Крупные частные университеты Америки, ведущие масштабные научные исследования - например Гарвард и Йейл - также зачастую имеют в своем распоряжении значительный капитал, образовавшийся с течением времени за счет частных пожертвований, особенно от ассоциаций выпускников.
Настоящую панику у Еврокомиссии начинают вызывать масштабы 'утечки мозгов' из Европы в США. По ее оценкам, в Америке работают около 400000 ученых-исследователей из Европы, или примерно 40% от их общего числа. В другом документе Комиссии, опубликованном в прошлом году, указывается, что 75% людей, родившихся в странах ЕС, и получивших докторскую степень в США, которые закончили университетский курс в 1991-2000 гг., не планируют возвращаться в Европу. 'В качестве причин, побуждающих людей искать работу за границей, как правило приводятся более благоприятные перспективы и интересные проекты, а также облегченный доступ к передовым технологиям', - указывается в этом докладе.
'Европейские университеты остро нуждаются в реформировании', - отмечает Ричард Ламберт (Richard Lambert), член комитета по монетарной политике Английского банка, в докладе, подготовленном в этом году для Центра европейских реформ - само появление такого доклада говорит о том, что слабость университетов в странах ЕС начинает беспокоить деловые круги Европы.
'Университеты должны сыграть важнейшую роль в достижении цели, поставленной ЕС - построении 'самой конкурентоспособной, основанной на интеллектуальных ресурсах экономики в мире', - продолжает Ламберт. - Однако европейские ВУЗы недофинансируются, отличаются плохой организацией, чрезмерной централизацией и страдают от жестких политических ограничений. Кроме того, как уже осознают правительства европейских стран, осуществление необходимых реформ обойдется недешево, как с экономической, так и с политической точки зрения'.
Немалая часть средств, расходуемых в странах ЕС на студентов, растрачивается впустую из-за высокого отсева. В Италии лишь 42% студентов, намеревающихся получить научную степень, полностью заканчивают курс, возможно из-за того, что в Европе для этого требуется очень много времени - зачастую до пяти или более лет.
Кроме того, в Европе, по сравнению с США и Японией, просто меньше самих студентов. В Дании, Нидерландах, Греции, Германии, Австрии и Италии законченное высшее образование имеют менее 30% граждан в возрасте 25-34 лет, тогда как в США и Японии эта цифра превышает 40%.
Впрочем, не во всем картина выглядит столь уж мрачно. В общей сложности страны ЕС выпускают чуть больше научно-технических специалистов с высшим образованием, чем США, а естественнонаучные факультеты британских, шведских, финских и голландских университетов ценятся очень высоко. Однако самой хорошей новостью за последние годы для европейских (да и австралийских) университетов стало сокращение количества иностранных студентов, получающих высшее образование в США, в результате событий 11 сентября.
По словам президента Техасского университета сельского хозяйства и механизации Роберта Гейтса (Robert Gates), в прошлом году количество заявок, поданных иностранными студентами, сократилось на 38%. Число абитуриентов из Китая во всех американских университетах уменьшилось на 78%, а из Индии - на 58%. По данным Совета высшей школы, представляющего более 450 университетов США, количество иностранных абитуриентов в американских ВУЗах в этом году сократилось на 32% по сравнению с 2003 г.
Заместитель министра внутренней безопасности США Эйса Хатчинсон (Asa Hutchinson), что за последние полтора года в результате ужесточения мер по обеспечению безопасности было выявлено 1600 случаев нарушения визового режима и произведено 155 арестов. В соответствии с 'Законом о патриотизме' (USA Patriot Act) [закон о борьбе с терроризмом, принятый в США после событий 11 сентября 2001е г. - прим. перев.], ВУЗы, где обучаются иностранные студенты, получившие визы, должны регистрировать их, занося в специальную компьютерную базу данных: на сегодняшний день в ней числятся 700000 иностранных студентов, получивших временную визу на пребывание в США или приехавших по программам обмена, обучающихся в 7318 ВУЗах.
'Иностранные студенты - это 'экспортеры' американского опыта, и мы должны сделать все, чтобы привлекать их', - заявил Хатчинсон в августе.
Однако европейцы надеются, что приток средств от иностранных студентов в их собственные ВУЗы не прекратится. Однако только за счет этого все 'недуги' европейских университетов вылечить не удастся. Большую часть дополнительных средств на высшее образование придется все же выложить самим европейским студентам (за счет займов на образование), их родителям и другим родственникам: это лишний раз свидетельствует о том, что старая добрая система государственного соцобеспечения в Европе стремительно устаревает в условиях конкурентного глобализованного капитализма, пионером которого стали Соединенные Штаты.