Тот, кто хочет узнать что-то о мощи крупнейшего в мире газового концерна 'Газпром', видит себя или на неисчерпаемых газовых месторождениях в Сибири или же обращается к статистике: 'Газпром' располагает запасами, эквивалентными 117,7 млрд. баррелям нефти. Общие запасы таких гигантов, как ВР, Royal Dutch/Shell, Chevron Texaco и Total, составляют только 76,3 млрд. баррелей. Таким образом, 'Газпром' является крупнейшим энергетическим концерном мира, в который могут вкладывать свои капиталы иностранцы. Наблюдательный совет собирает 16 ноября внеочередное собрание акционеров. На нем 'Газпром' должен стать еще крупнее и в еще большей степени государственным. Речь идет о приобретении государственного нефтяного концерна 'Роснефть'.
Только когда 'Роснефть' будет проглочена, у государства появится контрольный пакет акций 'Газпрома'. И оно откроет иностранным инвесторам возможность вкладывать деньги в остающиеся 49 процентов акций. В настоящее время иностранные акционеры 'Газпрома' подвергаются дискриминации. Они имеют возможность приобретать только более дорогие американские долговые расписки (АРД), настоящие акции 'Газпрома' доступны только для россиян. Привлекательными ценные бумаги 'Газпрома' делает, прежде всего, высокая цена на газ - она следует в русле динамики цен на нефть с задержкой в шесть месяцев. За последние три года курс АДР повысился на 230 процентов.
'Газпром' имеет то, что определяет успех больше, чем все другие факторы: поддержку Кремля. 'Газпром' - любимый концерн президента Владимира Путина. Он держит монополию на экспорт природного газа. В прошлом году оборот концерна составил 26,7 млрд. долларов США (в 2002 году - 20,5 млрд. долларов США), а чистая прибыль - 5,18 млрд. долларов США (в 2002 году - 922 млн. долларов США).
После приобретения 'Роснефти' и покупки активов в российском электроэнергетическом секторе становится ясно, чего хочет Путин: он хочет иметь государственный энергетический гигант, опирающийся на три столпа из нефти, газа и электроэнергии. Иногда гигант ведет себя по-хамски. Выживает мелкие добывающие компании. Доступ к газопроводам это фактор власти, к которому охотно прибегают. Крупные концерны, в которых 'Газпром' не видит партнеров, вынуждены считаться с тем, что могут быть из бизнеса выжиты.
Несмотря на это, есть у 'Газпрома' и проблемы. Концерн - бюрократический монстр. Он не контролирует свои траты: в прошлом году оперативные расходы увеличились на 23 процента. 'Газпром слишком мало инвестирует средств в освоение новых месторождений, живет на старом. Неиспользованным остается потенциал для увеличения объемов добычи. Так, в 2001 году показатель EBITDA (прибыль до уплаты процентов, налогов и амортизации) составляла около 43 процентов, в 2003 году - все еще только около 44 процентов. Небольшие независимые добывающие компании, такие как Northgas, которая, в отличие от 'Газпрома', обслуживает только внутренний рынок, не очень привлекательный с финансовой точки зрения, преподносит показатели на уровне 56 процентов.
Несмотря на это, большинство аналитиков не исключают возможность повышения курса акций 'Газпрома'. С одной стороны, есть еще возможность сокращать расходы, с другой, концерн обладает такой рыночной мощью, равной которой в мире больше нет.