30 сентября 2004 года. Международное сообщество инвесторов, наконец-то, выразило доверие России и президенту Владимиру Путину.
Два миллиарда долларов, которые американская нефтяная группа "ConocoPhillips" вкладывает в "Лукойл", олицетворяют самый большой финансовый акт веры в Россию с того момента, как в прошлом году BP инвестировала 7 млрд. долл. в ТНК.
Выбор момента важен, поскольку BP вложила свои деньги задолго до того, как Кремль в прошлом году начал свои правовые гонения на нефтяную компанию "ЮКОС" и вызвал у инвесторов озабоченность по поводу безопасности инвестирования в России.
"ConocoPhillips", напротив, приняла свое решение, будучи полностью осведомленной о том факте, что "ЮКОС" стоит на краю банкротства, если учесть, что российское правительство планирует к концу года продать крупнейшие активы компании, чтобы взыскать недоимки по налогам, а основатель компании Михаил Ходорковский находится за решеткой.
В соответствии с условиями сделки, "ConocoPhillips" покупает у российского правительства 7,6% акций в компании "Лукойл" и планирует к концу текущего года увеличить свою долю до 10%, а в дальнейшем - максимально до 20%.
Американская группа, кроме того, вкладывает 370 млн. долл. в совместное предприятие по освоению Тиман-Печорского месторождения на севере России - проект, который для своего завершения позднее в текущем десятилетии потребует еще 4 млрд. долл.
Данная сделка высвечивает необходимость поддержки Кремля для любой крупной сделки в России, особенно такой, которая касается природных ресурсов.
Джим Мульва (Jim Mulva), генеральный директор "ConocoPhillips", встречался с г-ном Путиным этим летом и получил его персональное благословение.
Леонид Федун, финансовый директор "Лукойла", сказал: "В такой стране, как Россия, все вопросы инвестиций должны решаться при политической поддержке. Это страна с централизованным управлением".
Один высокопоставленный кремлевский чиновник сказал: "Сегодня государство рассматривает себя как владельца природных ресурсов страны и, следовательно, как соответствующего партнера на переговорах подобного рода".
Кремль совершенно очевидно делает различие между теми компаниями, которые уважают его власть, и теми, которые ее не уважают.
"ЮКОС" подвергается наказанию, потому что г-н Ходорковский не пожелал подчиниться Кремлю. "Лукойл", напротив, всегда признавала силу правительства и пользовалась благосклонностью Кремля, особенно в том, что касается ее планов расширения международного сотрудничества.
Г-н Мульва сказал, что он относится к "Лукойлу" иначе, чем к "ЮКОСу".
Описываемая сделка позволит "Лукойлу" ускорить осуществление рискованных крупных проектов на неблагоприятной территории и распределить свои финансовые риски.
Г-н Федун в интервью газете "The Financial Times" заявил: "Наша сделка является частью глобальной тенденции к альянсам между крупными нефтяными компаниями, которые необходимы, чтобы добывать нефть в негостеприимных местах. Нынче наступило время для инвестирования в освоение новых месторождений, а не в приобретение производственных мощностей".
"ConocoPhillips" намерена инвестировать в проекты "Лукойла" не только на севере России, но также и в Ираке.
Для "ConocoPhillips" данная сделка знаменует возврат к соглашениям такого сорта, какие были для нее характерными до слияния компаний "Conoco" и "Phillips Petroleum" в 2001 году.
После слияния эта группа сосредоточила усилия на возвращении долгов, сокращении эксплуатационных расходов и поисках перспективных месторождений в надежде сократить свою зависимость от Северной Америки, на долю которой в прошлом году приходилось 58% ее доказанных запасов нефти.
Хотя вложение денег в России приводит эту компанию в политически чувствительную страну, г-н Мульва сказал, что даже после заключения данной сделки месторождения в странах Организации экономического сотрудничества и развития в портфеле запасов его компании будут по-прежнему составлять примерно 70%, немногим меньше сегодняшних 75%.
Эта нефтяная группа сможет показывать в составе своих запасов свою долю в значительных запасах "Лукойла". Это играет важную роль в момент, когда международные нефтяные группы остро заинтересованы в том, чтобы найти способы восполнить и увеличить свои запасы во всем мире.