Когда известный в Москве Музей Сахарова затронул религиозную тему на художественной выставке, никого не удивил последовавший гневный протест.
В самом деле, одна из работ представляла собой оклад иконы, в который каждый мог просунуть голову. На другой Христос рекламировал кока-колу со словами 'сие есть кровь моя'.
Прихожане священника местной церкви облили экспонаты из баллончиков с краской. Российский парламент осудил выставку и призвал власти к 'принятию необходимых мер'. Духовник президента Владимира Путина назвал художников 'болезнетворной бактерией', против которой общество использует антигены'.
Наконец, была использована сила государства, чтобы надавить на музей, который символизирует вызов репрессиям советских лет и преследованиям за веру. Директора Музея Сахарова Юрия Самодурова вызывают сегодня в суд. Вместе с двумя другими организаторами выставки его обвиняют в разжигании 'межнациональной или религиозной вражды'.
Этот случай почти не вызвал споров в России, где атака на Православную Церковь многими воспринимается как удар в самое существо российского государства.
Лишенная всех своих ценностей и семьдесят лет преследуемая безбожной советской властью, церковь русских царей вновь стала ключевым политическим игроком в стране - одним из немногих институтов, у которых найдутся сторонники по всей необъятной России.
В ходе опроса, проведенного в этом году, 71% россиян заявили, что они православные, а более половины считают свою веру важной или очень важной. Церковь содержит собственный журнал, радиостанцию, а недавно имела и передачу на государственном телевидении.
Она косвенно контролирует не менее 40 депутатов Государственной Думы, которая на этой неделе приняла закон, гарантирующий церкви бесплатное использование государственной собственности на десятки миллионов долларов, на которой стоят церковные сооружения.
Важнее всего, возможно, то, что один из верных сторонников церкви - президент Путин, хотя его мотивы ставятся под вопрос. В отличие от его предшественника Бориса Ельцина, которого называли позером каждый раз, когда он брал в руки свечку и направлялся к алтарю перед телекамерами, у Путина есть собственный духовник, которому он исповедуется.
Церковное руководство поддержало преследование Музея Сахарова.
'Общество не должно терпеть открытые и провокационные попытки осквернения святынь и священных имен, а также публичного бросания вызова религиозным общинам таким образом, что это, несомненно, должно вызвать негативную реакцию', сказал в интервью заместитель председателя Отдела внешних церковных сношений Московской Патриархии протоиерей Всеволод Чаплин.
Отец Александр Шаргунов, сторонники которого набросились с баллончиками с краской на экспонаты выставки в январе 2003 года, пошел на шаг дальше.
'Против церкви развязана беспрецедентная война - это война против достоинства человека', сказал Шаргунов, напористый человек с размеренной речью, в рясе до пола и с бородкой, которая представляет собой 'облегченный вариант' классической бороды православного священника. 'Теперь можно сказать, что мы переходим от атеизма к сатанизму . . . и это может кончиться ситуацией, при которой не останется ничего святого. И тогда ужасы ГУЛАГа, нацистских концентрационных лагерей и Холокоста покажутся пустяками по сравнению с пропастью зла, которая откроется перед нами'.
Воскресными вечерами в церкви Шаргунова сотни верующих. Последователи собираются вокруг его амвона с диктофонами в руках, чтобы записать его проповеди и то, как он, фальшивя, поет древнюю литургию. Проходя через церковный сад, полный роз, женщины среднего возраста в платках преклоняют перед ним колена и целуют руку.
Шаргунов говорит, что российское правительство не принимает достаточных мер по защите нравственных ценностей.
'Он может объявить себя христианином и быть первосвященником, но мы должны судить о нем не по словам, а по делам', говорит он о Путине. 'Неужели он не может защитить наших детей от массового уничтожения наркотиками? По официальной информации, в нашей стране от двух до шести миллионов бездомных детей. У некоторых из них даже есть родители. А государство с этим ничего не делает. Типичный заголовок, который можно увидеть в газете: 'Порнозвезда в девять лет'. Где глава государства - христианин?'
Согласно конституции Россия - светское государство, и Православной Церкви пришлось осваиваться с ролью свободного и независимого института, чего не было ни разу за ее тысячелетнюю историю.
До революции большевиков 1917 г. церковь не менее трехсот лет была неразрывно связана с царской властью. На заре коммунизма церкви стали разрушать, а священников - сажать и расстреливать. Только с распадом Советского Союза в 1991 году церковь впервые в своей истории стала независимым игроком в государстве, которое уже не давало ей официального мандата.
'Как себя повести? Как выстроить отношения внутри церкви, отношения с государством? Они не могли понять, что делать дальше', говорит Александр Шипков, аналитик российской политики и религии. Некоторые считают, что призывы явиться на выборы, звучавшие в 25 000 приходах страны (эта цифра увеличилась вчетверо с 1988 г.) помогли Путину с избранием на пост президента в 2000 г.
Но большинство - в том числе, церковное руководство - считает, что церковь гораздо слабее, чем могла бы быть, частично из-за того, что Путин умело ослабил ее влияние, пользуясь одновременно ее силой как объединяющего общенационального института.
Представители церкви жалуются, что только в этом году правительство значительно урезало финансирование для частных религиозных школ. Министерство образования отказало в требовании церкви ввести изучение православной культуры в государственных школах, хотя некоторые школы настаивали на том, чтобы этот курс читался по выбору.
Чаплин жалуется, что в большинстве европейских стран церковь играет более важную роль в общественной жизни, имея, в том числе, институт военных капелланов, которыми не могут стать православные священники в России.
'Очень ощущается здесь то, что некоторые государственные чиновники считают, будто отделение церкви от государства означает полную незаметность церкви в общественной жизни, в любых видах деятельности, финансируемых государством, - сказал он. - Есть люди, которые считают религию еще одним элементом рыночной экономики и говорят об элементах религиозной деятельности как об областях конкуренции, которые должны регулироваться законами рынка'.
'В целом, я считаю, что Путин так силен, что он демонстрирует уважение к церкви, но в то же время не нуждается в ней, как в силовом ресурсе, - добавил он. - Путин не ставит себя в такое положение, при котором церковь может оказать на него давление'.
Сотрудники Музея Сахарова утверждают, что они вовсе не намеревались нанести оскорбление церкви своей выставкой, названной 'Осторожно: религия'.
'Единственной нашей концепцией было пригласить художников и позволить им свободно высказаться о выражении отношения к религии в обществе - позитивного, негативного, неважно', сказал Самодуров.
'Должен признать, что некоторые работы - три или четыре - несколько меня напрягли, может быть вызвали у меня некоторый шок. Но я не хотел запрещать показывать эти работы. У меня было желание понять их', сказал он.
Если Самодуров будет признан виновным, он почти наверняка потеряет работу и проведет пять лет в тюрьме, а также будет должен выплатить 17 000 долларов штрафа. Суд может быть отложен на несколько недель из-за нестыковки графиков, но ожидается, что он будет проведен до конца года.
'В одном из писем говорилось, что немцы, стоявшие у Москвы в 1941 году, причинили меньше вреда, чем эта выставка', говорит Анна Альчук, обвиненная за то, что составила каталог выставки. Ее собственная работа, представленная на выставке, состояла из фотографий давно умерших соотечественников на четырех надгробьях, лишь под одним из которых был крест. В тексте, сопровождавшем фотографии, задавался вопрос: неужели спасется только тот, кто с крестом?
'Я спрашивала, что же с другими людьми, например, с героями войны', говорит Альчук. 'Из-за этого меня обвинили в дехристианизации страны - это полная ерунда'.
'Получается, что мы коснулись больного вопроса, и эта выставка выкристаллизовала многие процессы, уже происходящие в нашей стране', сказал Самодуров.
'Пока еще есть либеральные ценности, и какая-то часть общества их придерживается, для них нет места в этой стране', сказал он. 'В будущем церковные и светские организации должны будут создать с нуля опыт сосуществования в светском государстве - причем одни не должны пытаться подчинить себе других. Но пока этого не происходит'.