Российский энергетический концерн 'Газпром' решил начать экспансию. Теперь государство хочет прибрать к рукам сырьевой сектор.
Фархад Ахмедов не похож на добродушного миллиардера. 'Мы боремся за выживание', - говорит он, теребя левой рукой широкую лямку черных подтяжек и нервно перебирая правой четки янтарного цвета. 49-летний бизнесмен руководит независимой нефтегазовой компанией 'Нортгаз'. У него есть причины для беспокойства. Противником Ахмедова является крупнейший в мире газовый монополист - 'Газпром'.
264 сотрудника ахмедовской компании пробурили в западносибирской вечной мерзлоте 300 скважин глубиной до трех тысяч метров. Ежегодно они добывают четыре миллиарда кубометров природного газа. Таким образом, на каждого рабочего приходится по 15 миллионов кубометров. 'Газпром', имеющий 330 тысяч сотрудников, в прошлом году произвел 540 миллиардов кубометров газа, то есть 1,65 миллиона кубометров на одного сотрудника.
'Нортгаз' контролирует свои расходы лучше, чем гигантский концерн. На фирме Ахмедова производство стоит в два-три раза дешевле. 'Газпром' похож на государственного чиновника, который работает с девяти до пяти. Мы - свободные предприниматели и вкалываем круглые сутки', говорит глава компании.
Когда-то 15-летний азербвйджанец сел на поезд из Баку в Москву, чтобы повидать мир. Сегодня его офис расположен в здании под названием 'Александр-Хаус', которое бывший олигарх Александр Смоленский построил напротив Кремля. Смоленский вошел в историю как человек, причастный с самому крупному банковскому кризису в российской истории.
Выходит, что будущее за Ахмедовым? Благодаря современным технологиям он организовал на Крайнем Севере промышленное производство стоимостью 1,2 миллиарда долларов.
Однако 'Газпром' хочет получить контроль над предприятием, используя для этого все законные средства, заявил представитель газового гиганта. С одной стороны, ведутся переговоры о покупке мажоритарного пакета акций, с другой Газпром хочет через суд лишить 'Нортгаз' лицензии на добычу. Кроме того, газ, добытый предприятием, запретили прокачивать по трубопроводам 'Газпрома'.
'Газпром' все растет и растет. Высокие цены на газ делают этот концерн, располагающий крупнейшими запасами газа в мире, фигурой глобального масштаба. Наблюдательный совет принял решение о начале экспансии. После слияния с 'Роснефтью' Газпром попадает в Лигу чемпионов. Нефть, газ и электроэне6ргия - три кита, на которых держится концерн. 'Мы формируем энергетическую компанию мирового масштаба', - говорит председатель правления Алексей Миллер.
'Газпрому' принадлежат разведанные запасы в объеме 117,7 миллиарда баррелей нефтяного эквивалента (сводная единица измерения для запасов нефти и газа). В распоряжении Exxon Mobil, который занимает второе место, находится только 21,2 миллиарда баррелей. В отношении рыночной капитализации все наоборот. Биржевая стоимость 'Газпрома' составляет 60 миллиардов долларов, тогда как активы ExxonMobil оцениваются в 300 миллиардов. В 2003 году 'Газпром' и 'Роснефть' получили в обшей сложности 5,89 миллиарда чистой прибыли. Прибыль ExxonMobil составила 21 миллиард.
Одобрив слияние 'Газпрома' и 'Роснефти', президент Путин преследовал две цели. Во-первых, доля государства в новом 'Газпроме' будет составлять 50 процентов плюс одну акцию по сравнению с прежними 38,37 процента. Таким образом, Путин подчеркивает претензии Кремля на сырьевые запасы. Во-вторых, что особенно интересно для западных инвесторов, резиденты и нерезиденты уравниваются в правах при покупке акций 'Газпрома'.
Если компания крупная, является ли это свидетельством силы? Тому, кто хочет играть в мировой лиге, нужен сильный менеджмент. В этом отношении Вадим Клейнер испытывает некоторые сомнения. Главный аналитик инвестиционного фонда Hermitage Capital Management на протяжении нескольких лет пытался попасть в наблюдательный совет 'Газпрома'. 'Эффективность менеджмента 'Газпрома' далека от совершенства', - говорит Клейнер. Кандидат экономических наук подсчитал, что в 2003 году в 'Газпроме' 2,1 миллиарда долларов ушли неизвестно куда. Несмотря на это, Клейнер не продает принадлежащие ему акции концерна. Одна только запланированная унификация рынка акций может, по его оценкам, удвоить биржевую стоимость.
Представители западных компаний, напротив, уважительно отзываются о работе председателя правления Алексея Миллера. 'В 2001 году Миллер был просто бледным юношей. Он был заместителем министра энергетики, молодым человеком из Санкт-Петербурга. Сегодня он состоявшийся менеджер, который поднимает энергетическую компанию на один уровень с крупнейшими концернами'.
Однако 'Газпром' - больше, чем предприятие. 'Газпром' - это политический инструмент. 'Концерн готов финансировать любое настроение Кремля, от поддержки избирательной кампании до создания медиа-холдинга и благоустройства родного города Путина - Санкт-Петербурга', пишет 'Еженедельный журнал'. Когда речь идет о внешней политике, газовый вентиль используется для того, чтобы воспитывать строптивых президентов Белоруссии и Украины, Александра Лукашенко и Леонида Кучму.
'Нам лучше дружить с 'Газпромом'. Через десять лет концерн будет играть доминирующую роль на глобальном энергетическом рынке', - заявил представитель одной из западных фирм. Разве монополии не являются ядом для рыночной экономики? 'В России я сторонник государственного капитализма. Мы видели, что сделал со страной грабительский капитализм, изобретенный олигархами'. Эти рассуждения основаны на предположении о том, что 'Газпром' - это не олигархическая структура. Это опровергают, помимо прочего, экономисты Всемирного банка в своих аналитических докладах.
Главное, чтобы 'Газпром' не надорвался в ходе своей экспансии. Вхождение в нефтяной бизнес - это силовой прием. Обремененная долгами 'Роснефть', из которой должна возникнуть 'Газпромнефть' - дочернее предприятие 'Газпрома' - считается примером санации. 'Газпрому' нужны дополнительные активы. Тут как раз начинается распродажа владений ЮКОСа. Судебные исполнители продают активы опального концерна, чтобы взыскать задолженность по налогам. Несмотря на все опровержения, 'Газпром' - хотя бы из-за поддержки Кремля - считается фаворитом в борьбе за самую крупную 'дочку' ЮКОСа - 'Юганскнефтегаз'.
Во-вторых, при закупке миллиардных активов в электроэнергетике не прослеживается четкой стратегии. Сначала в 'Газпроме' заявляют о желании стать крупнейшим производителем электричества в стране. Потом говорят, что необходим только контроль за электростанциями, которые вырабатывают ток для 'Газпрома'.
В-третьих, газовый бизнес, на котором прежде всего специализируется концерн, тоже достаточно коварен. 'Газпрому', чьи добывающие мощности и трубопроводы создавались еще в советское время, придется выложить, по меньшей мере, 100 миллиардов долларов, чтобы должным образом подготовиться к будущему развитию событий. Однако концерн, имеющий задолженность на сумму в 13 миллиардов долларов, не может в одиночку изыскать такую сумму.
Крупные газовые месторождения - так называемые 'супергиганты' - постепенно истощаются. За прошедшие годы 'Газпром' не разведал ни одного сколько-нибудь значительного месторождения. Кроме оффшорных запасов на Крайнем Севере, которые 'Газпром' хочет использовать для транспортировки сжиженного газа на танкерах в США, концерн намерен разрабатывать новые месторождения в Восточной Сибири и в окрестностях острова Сахалин. Однако их еще надо связать трубопроводами с западными рынками.
Миллер мечтает превратить 'Газпром' во всемирный концерн. Он хочет поставлять нефть и газ в США, в Европу и в Азию. Однако Фархад Ахмедов, перебирающий четки, сомневается, что все, что выгодно для 'Газпрома', так же выгодно для России. 'Мы присутствуем при рождении государственного Молоха. 'АО Кремль-Нефтегаз' хочет и будет господствовать в сырьевом секторе. Всех остальных вытеснят с рынка'. Рыночной конкуренции Ахмедов адресует прощальный воздушный поцелуй.