1 октября 2004 года. Российское правительство после многих лет колебаний вчера одобрило Киотский договор о борьбе с глобальным потеплением и направило этот документ в Думу для формальной ратификации, которая играет ключевую роль в вопросе вступления в силу этого заключенного 7 лет назад международного договора.
Однако праздновать победу слишком рано. Даже с учетом того, что Дума в настоящее время практически находится под полным контролем президента Владимира Путина, существует вероятность того, что те же самые аргументы "за" и "против" Киотского договора, которые давно уже разделяют правительство России, вновь всплывут в парламенте. Даже исходя из резонного предположения, что сейчас это вопрос "когда", а не "если" Киотский договор вступит в законную силу, остаются серьезные вопросы относительно того, насколько эффективно этот договор сократит эмиссию "парниковых" газов. Отказ Соединенных Штатов ратифицировать Киотский договор ставит Россию в ключевое положение, поскольку этот договор может вступить в законную силу только после того, как его ратифицируют 55 промышленно развитых стран, на долю которых приходится 55% глобальных выбросов "парниковых" газов. После того как Соединенные Штаты не захотели ратифицировать Киотский договор, Россия оказалась единственным важным промышленным загрязнителем атмосферы, который имеет возможность вдохнуть жизнь в этот договор. Киотский договор добр к России, разрешая ей, с учетом постсоветского коллапса промышленности, излишние квоты на загрязнение, которые Россия может продать другим участникам Киотского договора, нуждающимся в покупке квот у Москвы для смягчения удара от сокращения выбросов "парниковых" газов, которое на них налагает Киотский договор. Однако отказ Соединенных Штатов от участия в Киотском договоре лишил его потенциально крупного покупателя квот, тем самым понизив рыночную стоимость российских квот. И поэтому Россия колебалась. Представляется, что в конечном итоге Кремль решил, что лучше продать хоть какие-то квоты, чем ничего не продать. Эти соображения, плюс давление на Москву Европейского союза в пользу подписания Киотского договора как частичной цены за одобрение Брюсселем вступления России во Всемирную торговую организацию, кажется, одержали верх.
Главным практическим эффектом Киотского договора станет увязывание между собой систем торговли квотами на выбросы "парниковых" газов главных участников этого договора: Европейского союза, Канады и Японии. Тем самым будут максимизированы выгоды подобной торговли. Однако существует опасность, что предусмотренные потолки на выбросы слишком низки, чтобы позволить Киотскому договору достичь цели сокращения загрязнения атмосферы. Это можно понять, так как промышленность во всех главных странах - участницах договора озабочена тем, чтобы оставаться конкурентоспособной с теми странами, которые этот договор не подписали - в первую очередь, с Соединенными Штатами, но также с Китаем, Индией и другими развивающимися экономиками, которых сознательно оставили вне рамок Киотского договора или, по крайней мере, его первой стадии, рассчитанной на 2008-2012 годы. А поэтому существуют значительные сомнения в отношении того, достигнет ли Киотский договор своей цели сократить выбросы на 5% по сравнению с уровнем 1990 года.
Но вчерашний шаг г-на Путина может оказать влияние на политический климат, если администрация Буша-младшего (George W. Bush) начнет, в конце концов, чувствовать изоляцию от своего "страусиного" подхода к изменению климата на планете. Вероятность того, что Америка внезапно сделает "поворот кругом" в вопросе Киотского договора, крайне мала, даже если бы Джон Керри (John Kerry) выиграл президентские выборы, потому что сенат США настроен против этого договора. Но после того как договор поддержала Россия, появилась слабая возможность убедить Вашингтон хотя бы признать, что климат нашей планеты меняется.