taz: Господин Эрлер, Вы тоже должны были подписать письмо?
Гернот Эрлер (Gernot Erler): Да, я получил его от американского политолога Рональда Асмуса (Ronald Asmus), который его тоже подписал.
taz: Вы, однако, не подписали. Почему?
Гернот Эрлер: Критика, содержащаяся в письме, по меньшей мере, преувеличена, помимо этого бездоказательна. Я считаю это проявление возмущения на столь драматической ноте недобрым.
taz: В чем вы видите преувеличение?
Гернот Эрлер: Подписанты утверждают, что Россия угрожает энергетической безопасности Европы. Это абсолютно непонятно: Россия образцово выполняла свои договора даже в самые трудные времена. Ей приписывается систематическое ущемление свободы прессы и то, что были угрозы в адрес руководителей неправительственных организаций. . .
taz: А сами Вы находите ситуацию с прессой в России удовлетворительной?
Гернот Эрлер: Без сомнения, там имеют место процессы, касающиеся свободы прессы, которые вызывают озабоченность, но говорить, что имело место систематическое уничтожение свободной печати, просто неправильно. Я не оспариваю то, что в открытом письме изложены вещи, которые вызывают озабоченность и у меня. Но я не могу подписываться под тем, что представляет события в утрированном виде или даже искажает факты.
taz: Председатель партии, являющейся Вашим партнером по коалиции, Райнхард Бютикофер (Reinhard Buetikofer), видит это, очевидно, иначе.
Гернот Эрлер: Он подписал, хотя в письме канцлер тоже относится к числу западных руководителей, которые обнимаются с диктатором Путиным.
taz: Существуют ли в коалиции красно-зеленых разногласия по поводу политики в отношении России?
Гернот Эрлер: Нет, я пока об этом ничего не знаю. То, что сделал господин Бютикофер, для меня непонятно. Я не знаю, внимательно ли он прочитал письмо. Я не знаю также, сознательно ли он это сделал. Своей косвенной критикой в адрес канцлера Германии председатель партии, являющейся партнером по коалиции, поддерживают массированную критику со стороны ХДС/ХСС.
taz: А разве критика российской политики запрещена только потому, что она исходит со стороны союза?
Гернот Эрлер: Разумеется, нет. Но в таком случае я бы ожидал дискуссии внутри коалиции. Что можно думать, когда за неделю до этого 'зеленые' выступают в поддержку политики министра иностранных дел, выдвинутого от их партии, а потом происходит такое. Господин Бютикофер должен пересмотреть свое решение о подписании письма и объявить об этом публично. Поскольку нынешняя политика состоит в том, чтобы налаживать с Россией связи, а не изолировать ее.
taz: Вы более беззубы, чем 'зеленые'?
Гернот Эрлер: Россия после Беслана находится в критическом положении. Существует опасность, что страна замкнется в себе и будет принимать решения в одиночку. Там уже говорят, как и в США Буша (Bush), о нанесении в будущем превентивных ударов. Тот, кто этого не желает, не должен загонять Россию в изоляцию.
taz: Вы не преувеличиваете значение письма? В России на него пока практически никакого внимания не обратили.
Гернот Эрлер:. Вы можете быть уверены, что в российских кабинетах власти его изучают очень внимательно. И оно будет на руку тем силам в России, которые обвиняют правительства западных стран в том, что они хотят ослабить Россию.
taz: Среди подписантов много бывших премьер-министров и министров. Действующие главы государств тоже не отказались бы высказать свое мнение, но не осмеливаются на это?
Гернот Эрлер: В принципе активные политики обязаны намного серьезнее относиться к своим действиям и их последствиям. В этом плане особого желания так поступать в отношении России я не вижу.