Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Для инвесторов в России нефть важнее политики

"Conoco-Philips" и другие иностранные компании заключают новые сделки, надеясь, что 1917 год не повторится

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
На этой неделе компания "Conoco-Philips" объявила о заключении сделки на 2,4 миллиарда долларов с российским ОАО "Лукойл", отметив при этом, что уверена в благоприятном инвестиционном климате в стране. Эта сделка - очередная за последние несколько месяцев в серии сделок иностранных компаний, двигающихся в сторону российского банковского и энергетического секторов и сферы товаров и услуг.

МОСКВА - Когда в 1917 году произошла большевистская революция, западные инвесторы в России не испугались.

Американская "Standard Oil" назвала революцию шансом для приобретения и на несколько миллионов долларов прикупила для себя земли и акций нефтяных месторождений на юге России.

Со временем и акции и земля стали бесполезными.

"Иностранцы не могли поверить, что большевики национализируют промышленность страны, - говорит Маршалл Голдман, заместитель директора Центра Дэвиса по российским и евразийским исследованиям при Гарвардском университете, - они надеялись получить огромную прибыль".

Сегодня российские и иностранные инвесторы опять задумываются. По мере того, как Кремль усиливает свой политический контроль и власть над столпами экономики, они должны решить - есть ли повод для паники?

Западные столицы уже выразили озабоченность в связи с усилением власти Кремля. Тем не менее, пока лидеры мира бизнеса голосуют своим кошельком.

На этой неделе компания "Conoco-Philips" объявила о заключении сделки на 2,4 миллиарда долларов с российским ОАО "Лукойл", отметив при этом, что уверена в благоприятном инвестиционном климате в стране. Эта сделка - очередная за последние несколько месяцев в серии сделок иностранных компаний, двигающихся в сторону российского банковского и энергетического секторов и сферы товаров и услуг.

Российский рынок ценных бумаг, на котором доминируют иностранные инвесторы, почти не реагирует. Его главный индекс с середины августа неуклонно повышается, несмотря на опасения в том, что кампания Кремля против "Юкоса", обладателя некогда надежных акций, приведет к краху этого нефтяного гиганта.

Местные инвесторы волнуются больше. Отток капитала из России, имевший неконтролируемый и неограниченный характер при бывшем президенте Борисе Ельцине, стал ослабевать, когда к власти пришел Владимир Путин.

Сейчас официальные данные говорят о том, что этот отток снова набирает темпы.

Экономисты заявляют, что движущим фактором такого оттока является не только политика. Увеличение учетных ставок в США привлекло капитал в эту страну, а мини-кризис банковского сектора, произошедший летом в России, заставил многих россиян перевести свои сбережения в наличные доллары.

В стране царит смутное беспокойство, что действия Кремля против "Юкоса" и другие его шаги окажут негативное влияние на российский бизнес.

"Впервые с момента президентских выборов российский бизнес начал задаваться вопросом: следует ли продолжать идти избранным путем или необходимо менять его, - говорит Олег Вьюгин, руководитель Федеральной службы по финансовым рынкам и уважаемый либеральный экономист. - Сейчас правительство должно либо подтвердить, что мы следуем намеченным курсом, либо заявить, что что-то будет меняться".

Вьюгин отмечает, что правительство вряд ли намерено перестраивать приоритеты своей экономической политики, но добавляет при этом, что оно должно заявить о собственной позиции более определенно.

Картина того, как россияне продают свои акции, а иностранцы их приобретают, напоминает некоторым здешним ветеранам о печальных событиях.

Перед финансовым дефолтом в России в августе 1998 года российские инвесторы в массовом порядке избавлялись от своих акций и облигаций. Больше других в ходе дефолта пострадали иностранцы.

Сейчас иностранные инвесторы делают ставку на то, что рост цен на нефть - главный экспортный товар России - является мощным козырем, бьющим политические опасения.

"Политика это одно, а макроэкономика - совсем другое, говорит руководитель инвестиционного управления компании "Тройка Диалог" Тим МакКарти, - сейчас макроэкономика в России настолько сильна, что инвесторы просто не обращают внимания на политику".

Однако недавние действия господина Путина по введению ограничений на выборы в региональные органы власти и по усилению власти Кремля заставляют многих усомниться в западных оценках относительно России, которые господствуют с момента распада Советского Союза в 1991 году: что эта страна, пусть рывками и скачками, но все же продвигается к демократии западного образца.

Сейчас инвесторы и аналитики перекраивают свои представления.

Для сравнения они обращают свои взоры на другие страны: на Индию при Джавахарлале Неру, на Чили при Августо Пиночете и на Корею при военной диктатуре.

При этом они все время задаются одним и тем же вопросом: могут ли инвестиции в авторитарном государстве быть такими же доходными, как и в демократическом.

"Демократия - это предмет роскоши, как чистый воздух, - говорит главный аналитик московского представительства 'Sovlink Securities' Эрик Краус. - Иностранным инвесторам нужна стабильность. Россия сегодня выглядит более стабильной, нравится вам такая форма стабильности или нет. Лично я считают, что это большой шаг вперед по сравнению с годами Ельцина".

На сегодняшний день прямые инвесторы делают ставку на обещание Путина, считая, что его слова достаточно, чтобы обезопасить их собственность.

Президент компании "Conoco" Джеймс Мальва несколько раз встречался с российским лидером, прежде чем заключить сделку с "Лукойлом".

На этой неделе он назвал в качестве основной причины заключения данной сделки поддержку со стороны российского и американского правительств.

Но более важный вопрос состоит в том, что случится с остальной экономикой России, если цены на нефть упадут.

В прошлом году инвесторы надеялись, что Кремль проведет некоторые структурные изменения, чтобы укрепить устойчивость экономического роста.

Однако пока Кремль занят тем, что укрепляет в основном свою политическую власть.