Даже в то время как президент Владимир Путин ликвидирует федеральную систему своей страны, Москва и возглавляемая США миссия ОБСЕ в Молдавии настаивают на том, чтобы назначить именно Россию главным 'гарантом' (с войсками на месте) новой Молдавско-Приднестровской 'федерации'. Сторонники проекта в Москве, ОБСЕ и Госдепартаменте рассчитывают, что молдавский президент-коммунист Владимир Воронин, дитя советско-молдавской номенклатуры, примет эту схему из уважения к России.
Однако после долгих колебаний, многочисленных ошибок и самокритичного анализа президент Воронин и его команда решили отказаться от разделения Молдавии и обратились за поддержкой к Западу. Они призывают сделать продолжающуюся 'миротворческую' российскую операцию международной, подвергнуть остракизму приднестровскую диктатуру, навязанную извне, начать поиск политического решения, которое создаст жизнеспособную, ориентированную на Европу Молдавию, и перевести переговоры из подконтрольного России формата в международный, с полноправным участием США и ЕС. Шепотом Молдавия добавляет еще одну просьбу к Западу - попросить Россию вывести войска с ее территории. В самой Молдавии эти взгляды до сих пор поддерживали только антикоммунистические, прозападные правозащитные организации. Теперь их переняло и коммунистическое руководство.
На этой неделе Воронин сообщил прессе (а министр иностранных дел - Генеральной Ассамблее ООН), что о предлагаемой 'федерализации' не может быть речи и что Молдавия призывает международное сообщество настороженно отнестись к формам разрешения конфликтов, которые создают нежизнеспособные псевдо-государства.
Вопрос, стоящий перед Вашингтоном, Брюсселем и Европой, остается прежним: Кто будет определять политический порядок и систему безопасности в Молдавии, вдоль 450-километровой границы с НАТО и ЕС? Предложенная 'федерализация' приведет к появлению на этой границе российского протектората и военного эксклава. Таким образом, новая политика Воронина предлагает Западу стратегическую возможность помочь в создании на своей юго-восточной границе дружественного, жизнеспособного и про-европейского молдавского государства, вместо того, чтобы создавать военизированный и криминализированный форпост России.
Это также предоставляет Западу возможность дальнейшего продвижения демократии, вместо того, чтобы обсуждать ее кончину. Несмотря на унаследованную от советской эпохи отсталость и нищету, Молдавия продемонстрировала большую приверженность демократическим ценностям, чем остальные бывшие советские республики. Молдавия, единственная из них, с 1991 года по настоящее время проводит международно признанные свободные и честные парламентские и президентские выборы, в которых проигрывали все действующие правительства и президенты. Молдавия не создала авторитарную президентскую систему (хотя внушительная победа коммунистов в 2001 году предоставила такую возможность). Она не сталкивалась с политическими преступлениями или иными формами насилия и остается примером национальной терпимости.
Предлагаемая 'федерализация' узаконит в Приднестровье диктатуру красно-коричневых, предоставит ей часть власти над остальной Молдавией и поместит все это в основном под гарантии России, чьи войска останутся в регионе. Это уничтожит демократические надежды Молдавии и ее европейские перспективы.
Уже два месяца Запад игнорирует просьбы Молдавии. Не потому, что ее нынешнее руководство - коммунисты. Призывы антикоммунистической оппозиции к демократическому, европейскому урегулированию также игнорируются западными правительствами. Американские дипломаты и ЕС, вместе с главами России, Украины и Приднестровья, убеждают Молдавию вернуться к формату переговоров, основанном на российской инициативе 'федерализации'. В этом формате у России и ее сторонников четыре представителя, у Молдавии - один, а у Запада - ни одного.
В Постоянном совете ОБСЕ Молдавию со всех сторон понукают вернуться к этому формату. США и ЕС выражают недовольство по поводу полного исключения латиницы в Приднестровье, но не предлагают никаких реальных мер противодействия, игнорируют недавний захват молдавских дорог в Приднестровье и продолжают относиться к этим событиям как к досадной помехе в переговорах о 'федерализации'.
Молдавия перешла на эту политику в июле, когда кампания против последних приднестровских школ, использующих латиницу, привела к срыву переговоров. Но это было поводом, а не реальной причиной решения Молдавии. Президент Воронин затронул истинные мотивы в нескольких интервью, включая интервью радио 'Свободная Европа' на прошлой неделе, где он сказал: 'За приднестровским режимом стоят российские миротворцы... они организуют прикрытие, вместо того, чтобы облегчать политическое урегулирование. Переговоры в существующем формате давно доказали свою несостоятельность.
Приднестровье, Россия и Украина стремятся заморозить ситуацию на неопределенное время'. Президент призвал к введению в регион международных миротворческих сил и проведению переговоров в международном формате, вместо 12-летнего, тупикового, контролируемого Россией формата. Он также призвал контролирующую границу миссию остановить незаконную торговлю между Приднестровьем и Украиной.
Для президента это рискованная, но достойная политика. Воронин, завершающий свой первый президентский срок и готовящийся к новой избирательной компании, вернулся к исходной точке после своего избрания в 2001 году с глубоко укоренившимися русскоцентристскими взглядами и отсутствием подготовки для государственной деятельности. Во время его президентства новизна отношений с Западом и неудачный опыт отношений с Россией постепенно нейтрализовали его приверженность советской политической социализации.
Первые три года у власти Воронин лавировал между Россией и Западом, очевидно, раздираемый старыми и новыми импульсами, но последние постепенно начинают одерживать верх. Начиная с 2002 года политика Запада последовательно поддерживала старые, наихудшие импульсы, подталкивая Воронина в объятия России через 'федерализацию' с Приднестровьем под российские 'гарантии'. Односторонний российский Меморандум Козака 2003 года по степени, не по сути, был хуже совместного предложения России и Запада.
На нынешнем этапе западные и международные чиновники, занимающиеся данным вопросом, похоже, зациклились на принципе 'сначала Россия', из которого Воронин уже вырос. Его нынешняя позиция дает Вашингтону и Брюсселю возможность пересмотреть свой политический курс. Им необходимо найти решение, которое приведет к безопасности евро-атлантического сообщества, демократии и созданию прозападной Молдавии на новой границе Запада. Однако в последние годы Вашингтон и Брюссель почему-то забывают об этих интересах, а с июля выказывают полное равнодушие этой возможности.
Владимир Сокор - старший научный сотрудник Фонда Джеймстауна (Вашингтон), издающего 'Eurasia Daily Monitor'.