Москва - В четверг российское правительство одобрило Киотский протокол по проблемам глобального потепления, и направило его в парламент для ратификации - это означает, что договор преодолел последний серьезный барьер, и может наконец вступить в силу в мировом масштабе. Первое международное соглашение, предусматривающее сокращение выбросов, способствующих глобальному потеплению, официально начнет действовать через 90 дней после его одобрения российским парламентом: по мнению большинства наблюдателей, это станет чистой формальностью, и исход дебатов предрешен.
Соединенные Штаты отказались присоединиться к протоколу, и устанавливаемые им ограничения на США распространяться не будут. Тем не менее, договор, который ратифицировали уже 120 стран, вступит в силу, если его поддержат государства, на чью долю в 1990 г. приходилось не менее 55% выбросов всех промышленно развитых стран. Только ратификация со стороны России позволяла ему преодолеть этот барьер. В 1990 г. на долю США приходилось 36,1% выбросов промышленно развитых стран, а на долю России - 17,4%.
Последние два года договор находился в 'подвешенном состоянии': Россия взвешивала все 'за' и 'против' и стремилась добиться уступок от Европейского Союза - главного сторонника протокола.
Очень многие считают этот договор краеугольным камнем международной экологической дипломатии. Это первое соглашение, устанавливающее обязывающие ограничения на выбросы теплоулавливающих газов, которые пока что являются неизбежным следствием современного образа жизни практически во всех его проявлениях - от вождения автомобилей до эксплуатации электростанций. Выбросы наиболее распространенного из этих газов - двуокиси углерода - происходят прежде всего при сжигании угля и нефти.
В то же время, как отмечают многие специалисты, протокол - лишь крошечный первый 'шажок' к ограничению влияния человека на климат, ведь зафиксированные в нем цели весьма скромны, а Соединенные Штаты не связаны его условиями. На другого крупного загрязнителя атмосферы, подписавшего протокол - Китай - его ограничения также не распространяются, поскольку он считается развивающимся государством.
Договор требует от 36 промышленно развитых стран к 2012 г. сократить общие выбросы шести 'парниковых газов' на пять с лишним процентов по сравнению с уровнем 1990 г., при этом для отдельных стран путем переговоров устанавливаются разные ориентиры сокращения.
По одной из оценок, чтобы предотвратить удвоение концентрации углекислого газа в атмосфере в 21 веке необходимо сокращение выбросов, в 40 раз превышающее уровень, предусмотренный Киотским протоколом.
Тем не менее, по словам Клауса Тепфера (Klaus Toepfer), директора-распорядителя Программы ООН по окружающей среде, решение правительства президента Владимира Путина одобрить договор стало 'праздничным событием'.
Он признал, что Киотское соглашение представляет собой 'лишь первый шаг на долгом пути к стабилизации выбросов 'парниковых газов''. Однако, добавляет г-н Тепфер, решение России является важным примером для развивающихся стран, поддержавших договор только при условии, что на них его ограничения не будут распространяться, и небольшой группы богатых государств, до сих пор возражающих против сокращения выбросов газов, способствующих глобальному потеплению - прежде всего Соединенных Штатов.
'Надеюсь, другие страны, некоторые из которых, подобно России, в прошлом были не склонны ратифицировать договор, теперь присоединятся к нам в осуществлении этой инициативы поистине мирового масштаба', - отметил он.
В Вашингтоне Харлан Л. Уотсон, главный переговорщик Госдепартамента по климатическим вопросам, заявил, что решение России не приведет к изменению отрицательной позиции администрации Буша в отношении протокола. По словам г-на Уотсона, Соединенные Штаты будут и дальше сосредоточивать внимание на исследованиях, позволяющих в долгосрочной перспективе найти новые экологически чистые источники энергии, или методы, позволяющие ограничить рост выбросов углекислого газа.
Официальный представитель сенатора Джона Керри (John Kerry), кандидата в президенты США от Демократической партии, критикующего позицию администрации Буша по вопросам глобального потепления, немедленно отреагировал на принятое в Москве решение. 'Джордж Буш совершил катастрофическую ошибку, вынося смертный приговор десятилетним усилиям 160 стран на их завершающей стадии, вместо того, чтобы сотрудничать с союзниками для устранения недостатков договора и возглавить борьбу против глобального потепления', - заявил пресс-секретарь Керри Дэвид Уэйд (David Wade). - Мы по-прежнему платим высокую цену за его политику односторонних действий'.
Чтобы протокол вступил в силу, от России требуется еще один шаг - его ратификация парламентом (Государственной думой). Однако в этом органе преобладают сторонники г-на Путина, и как ожидается, положительное решение будет принято, хотя премьер-министр Михаил Фрадков и предвидит 'непростое обсуждение'. Договор вступит в действие через 90 дней после утверждения Думой.
В четверг г-н Путин не делал публичных заявлений на этот счет. Его главный экономический советник Андрей Илларионов, выступавший против протокола, заявил, что решение о его поддержке было принято по политическим причинам, и теперь задача состоит в том, чтобы попытаться свести к минимуму, как он выразился, негативные последствия договора для России.
По его словам, присоединение к протоколу приведет к замедлению экономического роста в стране и не позволит выполнить поставленную г-ном Путиным задачу удвоить ВВП России в течение 10 лет.
'Это не то решение, которое мы с удовольствием принимаем', - заявил г-н Илларионов, как сообщает агентство 'Интерфакс'.
Европейский Союз больше года оказывал на Россию давление, склоняя ее к одобрению протокола. Председатель Еврокомиссии Романо Проди (Romano Prodi) заявил в Брюсселе, что 'президент Путин недвусмысленно продемонстрировал решительный и ответственный подход'.
По словам г-на Илларионова, протокол основан на ложных, а то и подтасованных научных данных.
Его точка зрения противоречит мнению большинства представителей международного научного сообщества о том, что накопление в атмосфере устойчивах газов, выступающих в роли своеобразного 'парника', скорее всего приведет к хаотичному изменению климата, дезорганизации водоснабжения и угрожает прибрежным районам из-за подъема уровня воды в океанах.
Герман Греф, глава российского министерства экономики и развития, назвал договор 'прогрессивным шагом', но при этом заметил, что 'он вряд ли имеет решающее значение для улучшения экологической ситуации'.
Вопреки мнению г-на Илларионова, г-н Греф заявил, что договор, скорее всего, не приведет к подрыву экономического роста в России.
В Вашингтоне некоторые лоббисты американских промышленных кругов, настроенных против договора, утверждают: не исключено, что г-н Путин не изменил своей отрицательной позиции в отношении протокола, но хочет, чтобы его отверг парламент, демонстрируя тем самым, что усиления его личной власти не происходит.
Однако в Москве активисты экологического движения проявляют осторожный оптимизм. Владимир Захаров, глава лоббистской группы Центр российской экологической политики, считает, что договор с 'очень большой вероятностью' будет одобрен парламентом, хотя и добавляет, что 'гарантии этому нет'.
Президент Буш недвусмысленно отверг Киотский протокол в 2001 г., заявив, что из-за ограничений на использование ископаемого топлива он ляжет тяжким бременем на экономику, а исключение крупных развивающихся стран из сферы его действия является несправедливым. По тем же причинам сенат уже давно дал понять, что настроен против договора.
Китай и другие развивающиеся страны подписали протокол, но лишь потому, что он обязывает традиционные индустриальные страны первыми принять меры по сокращению выбросов.
В декабре прошлого года, когда г-н Илларионов заявил, что Россия не подпишет договор, это казалось окончательным 'нет'. Однако в мае г-н Путин пообещал ускорить его ратификацию - большинство наблюдателей истолковали этот шаг как уступку ради получения поддержки от Евросоюза при вступлении России во Всемирную торговую организацию. Международные экологические организации выразили удовлетворение в связи с последней новостью.
'В тот момент, когда Земля испытывает все большее воздействие штормов, наводнений и засухи, президент Путин позволяет нам достичь поворотного этапа в истории человечества, - заявил Стив Сойер (Steve Sawyer), руководитель кампаний по борьбе с климатическими изменениями 'Greenpeace International'. - Администрация Буша остается в изоляции, а весь остальной мир получил возможность двигаться вперед'.
В интервью по телефону президент неправительственной организации 'Environmental Defence' Фред Крупп (Fred Krupp), отметил: 'Самое важное, что это станет сигналом для рынков, слышным по всему миру - сигналом о том, что мы идем к будущему, отмеченному ограничениями на использование углеводородов'.
Протокол, названный в честь японского города Киото, где в 1997 г. происходили переговоры о его заключении, является дальнейшим развитием Рамочной конвенции ООН о климатических изменениях, принятой в 1992 г., и подписанной отцом г-на Буша, согласно которой страны мира добровольно согласились принять меры, чтобы их выбросы в 2000 г. не превышали уровня 1990 г.
Однако к середине 1990х стало ясно, что выполнить эту задачу не удастся, и начался новый раунд переговоров о разработке обязывающего протокола, включающего четкие ориентиры и штрафные санкции.
Его базовая структура и ориентиры были быстро согласованы в Киото в декабре 1997 г. Однако процесс утратил инерцию после отказа г-на Буша присоединиться к протоколу и терактов 11 сентября 2001 г.
Сегодня многие главные недостатки договора связаны с затягиванием его вступления в силу. Существует опасность, что, из-за экономического роста, а, соответственно, и роста выбросов, его главные сторонники - Европа и Япония - могут оказаться в числе нарушителей.
Договор предусматривает ряд методов, с помощью которых государства способны достичь установленных ориентиров, даже не прибегая к реальному сокращению собственных выбросов. Можно вкладывать средства в бедных странах с целью сохранения лесов, которые поглощают углекислый газ, или вводить более эффективные технологии, сокращающие потребление топлива.
Протокол позволяет 'торговать выбросами': страны могут покупать право на выбросы у других, превысивших ориентиры на их сокращение, у которых образовались соответствующие излишки - 'углеводородные кредиты'.
Профессор Дэвид Г. Виктор (David G. Victor) - политолог из Стэнфордского университета, специалист по тематике, связанной с Киотским протоколом, отмечает, что присоединяясь к нему, Россия ничего не теряет, поскольку превзошла предусмотренные договором ориентиры еще до того, как они были установлены.
В результате экономического коллапса в России в период крушения коммунизма выбросы парниковых газов в стране сократились гораздо ниже уровня 1990 г., и в результате у нее появились весьма значительные 'углеводородные кредиты' для продажи. С точки зрения Европы наличие такого 'пакета' кредитов, по словам г-на Виктора, сегодня чревато как преимуществами, так и негативными последствиями.
Недавно Европейский Союз принял законы о создании внутреннего рынка торговли излишками в рамках протокола, с тем, чтобы богатые страны, например Британия, могли получать необходимые 'кредиты' для достижения киотских ориентиров за счет инвестиций в проекты по сокращению выбросов в более бедных и экологически загрязненных странах, таких как Испания. Однако по условиям договора Европа, Япония и другие промышленно развитые страны могут покупать кредиты и у России. Если Россия теперь начнет распродавать свои кредиты Европе, у корпораций стран Евросоюза исчезнут стимулы для осуществления более дорогостоящих планов по сокращению выбросов, отмечает г-н Виктор.