Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Американец в гуще кошмара 'Юкоса'

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
В силу любопытного стечения обстоятельств задача спасения нефтяного гиганта 'Юкоса' оказалась возложенной на американца, приехавшего в Москву чуть больше года назад и до сих пор нуждающегося в услугах переводчика. Стивен М. Тиди, родившийся в сельскохозяйственном поясе Канзаса и проработавший 30 лет в крупной нефтяной компании США ConocoPhillips, теперь выполняет незавидную работу

У Стивена Тиди неблагодарная работа - он пытается не дать компании развалиться

В силу любопытного стечения обстоятельств задача спасения нефтяного гиганта 'Юкоса' оказалась возложенной на американца, приехавшего в Москву чуть больше года назад и до сих пор нуждающегося в услугах переводчика. Стивен М. Тиди (Steven M. Theede), родившийся в сельскохозяйственном поясе Канзаса и проработавший 30 лет в крупной нефтяной компании США ConocoPhillips, теперь выполняет незавидную работу - управляет компанией, которая в скором времени может быть разделена на части для погашения огромной налоговой задолженности.

Это не совсем то, чего ожидал Тиди, когда весной 2003 года впервые встретился с главным владельцем 'Юкоса' Михаилом Ходорковским в отеле 'Риц' в Лондоне. К тому времени Ходорковский уже превратил 'Юкос' одну из самых современных российских компаний и был очень заинтересован в привлечении западных управляющих. 'На меня произвело впечатление то, каким он видел будущее компании', - рассказывает 52-летний Тиди. Для того, чтобы стать главным операционным директором 'Юкоса', он ушел с поста президента ConocoPhillips по разведке и добыче в Европе, России и в Каспийском регионе. Это звучало как 'захватывающая задача', вспоминает он.

Пожалуй, задача оказалась чуть более захватывающей, чем ему хотелось бы. В октябре 2003 Ходорковский оказался в тюрьме по обвинению в мошенничестве и уклонении от уплаты налогов. Обвинения эти, по словам самого Ходорковского, имели политическую подоплеку. Вскоре он подал в отставку с поста председателя правления. Это, однако, не помешало правительству предъявить 'Юкосу' налоговые претензии на несколько миллиардов долларов в связи с налоговыми схемами, которые компания по-прежнему считает законными. Это вряд ли можно назвать наилучшим стартом для Тиди, который стал председателем правления в июне, сменив на этом посту Семена Кукеса, ветерана российской 'нефтянки', не сумевшего отразить атаки Кремля. Возможно, акционеры надеялись, что назначение незапятнанного американца смягчит удары, градом сыпавшиеся на компанию.

Тогда им пришлось убедиться в своей ошибке. Налоговики уже предъявили 'Юкосу' счет на 7 млрд. долларов, и возможно появление новых претензий. Для погашения долга Кремль планирует продать основной нефтедобывающий актив компании, 'Юганскнефтегаз'. Сначала Тиди верил, что если предложить собственный план урегулирования, например, погашение долга в рассрочку или акциями компании, 'Юкос' избежит потери активов. Теперь он становится пессимистом. 'Если отойти от всех наших предложений и заявлений чиновников, по-прежнему кажется, что первым выбором [правительства] будет отобрать основные активы. Конечно, это покажет время', - говорит он.

Хотя Тиди называет себя осторожным, его защитная тактика у многих вызывает недоумение. 'Юкос' уже несколько раз предупреждал, что находится на грани банкротства и что ему, возможно, придется прекратить добычу и экспорт нефти, поскольку счета компании заморожены. Некоторые аналитики обвиняют компанию в преувеличении этих проблем с целью выставить Кремль в плохом свете. Тиди это отрицает. По его словам, он боялся, что правительство может случайно обанкротить 'Юкос', а потому хотел предоставить властям все факты. 'Мы пытались информировать, а не угрожать', - поясняет он.

50 на 50

Несмотря на атаку Кремля, в первом полугодии текущего года объем добычи 'Юкоса' увеличился на 8,7%, а экспорт - на 11,4%. По данным московского инвестиционного банка 'Ренессанс Капитал', доходы компании в этом году составят 21 млрд. долларов по сравнению с 16,5 млрд. в прошлом году, а финансовые потоки вырастут с 5,5 млрд. до 6,4 млрд. долларов.

Конечно, от денег нет пользы, если к ним нет доступа. По заявлению 'Юкоса', правительство конфискует более половины его прибылей (2 млрд. долларов в месяц) в счет погашения долга. До сих пор компании удавалось избегать банкротства благодаря серьезному сокращению расходов и объявлению дефолта по августовскому платежу налога на добычу полезных ископаемых в размере 120 млн. долларов. Минприроды России грозит отозвать у 'Юганскнефтегаза' лицензии на добычу в случае, если налог не будет уплачен.

Так что все-таки думает Тиди об этом интенсивном курсе российского бизнеса и политики? 'Я не в том положении, чтобы давать отрицательные комментарии о ситуации в России. Я стремлюсь деполитизировать свою роль и сосредоточиться на деловом уровне', - говорит он. Достойная цель. Но, в случае с 'Юкосом', вполне возможно, недостижимая.