Соединенные Штаты: 'Я жил в этой стране, где царит демократия и уважение к правам человека'.
'Относительно будущего нашей страны я настроен оптимистично', - говорит Валдас Адамкус. И этот оптимизм литовского президента отражается в его отношении ко всем проблемам. Ревностный почитатель Соединенных Штатов, Адамкус пытается сохранить и хорошие отношения со своим великим российским соседом и с ЕС, у которой не просит какой-то особой помощи (одним из немногих вопросов, находящихся в ведении главы Литвы, являются международные отношения). В том же, что касается внутренних проблем своей страны, президент обещает социальное оздоровление, которое наступит, благодаря хорошей макроэкономической динамике.
- В Литве наблюдается заметный рост экономики, но при этом доход на душу населения и индекс человеческого развития продолжают оставаться низкими. В чем вам может помочь ЕС?
- В стране действительно был зарегистрирован невиданный прежде рост ВВП, составивший 9%. Мы надеемся сохранить этот показатель на уровне 6-7%. При этом мне хотелось бы подчеркнуть, что среди новых членов ЕС у Литвы не самый низкий уровень ВВП. Кроме того, мы будем получать деньги из структурных фондов ЕС, что положительно отразится на ситуации в стране - это позволит в кратчайшие сроки восстановить нашу экономическую структуру, развить новые направления в промышленности, привлечь иностранные инвестиции, что приведет к общему увеличению уровня жизни. И потому, как мне кажется, у моей страны нет необходимости просить у ЕС помощь. . . Через десять лет Литва, возможно, станет общаться на равных - в экономическом, культурном, политическом плане - с любым из членов ЕС. Вступление в Европейский Союз - залог нашего прогресса и мы будем использовать все возможности для социального и экономического восстановления страны.
- Вы упомянули новые направления в промышленности, о каких именно идет речь?
- Мы хотим применить стратегию промышленной диверсификации. . . Поскольку у нас маленькая страна, речь, разумеется, идет не о крупных промышленных комплексах, а, скорее, о консолидации промышленной структуры, что положительно скажется на развитии среднего класса.
- Что Вы можете сказать о сельскохозяйственном секторе? Что, в данном случае, означает термин 'помощь'?
- Я категорически отвергаю мысль о том, что моя страна нуждается в некой гуманитарной помощи для восстановления сельскохозяйственного сектора. Учитывая имеющуюся инфраструктуру и финансирование из структурных фондов ЕС, мы сможем модернизировать свою сельскохозяйственную политику. . . Это займет некоторое время, так как Литва на протяжении веков была земледельческой страной. Мы должны будем развить конкурентоспособность и привить современные методы работы. . . Мы не можем продолжать довольствоваться выращиванием картофеля и не предлагать своим покупателям лен, экологически чистую продукцию, молочные изделия. . . США занимают четвертое место по объему импорта литовского сыра. Этим я хочу сказать, что в названном секторе Литва уже стала конкурентоспособной, и было бы ошибочно утверждать, что она нуждается в гуманитарной помощи.
- Каково направление внешней политики вашей страны, особенно в том, что касается отношений с Россией?
- Свою внешнюю политику мы строим на основе добрососедства, и, особенно, с Россией. С экономической точки зрения, Литва зависит от своих отношений с Москвой, особенно в том, что касается поставок нефти. Несмотря на это, мы является одной из тех стран бывшего советского блока, которая, благодаря существованию атомных электростанций, располагает значительной энергетической независимостью. Кроме того, Россия представляет собой неограниченный рынок. . . И для Литвы выгодно поддерживать тесные торговые отношения со своим российским соседом.
- Что Вы можете сказать в отношении Калининградской области, действует ли подписанное между Вильнюсом и Москвой соглашение? Что произойдет после вхождения в 2007 году вашей страны в Шенгенский союз.
- В отношении российского анклава возникало много проблем, но они не коснулись Литвы. Пять лет назад нами и Россией было подписано соглашение. Через нашу территорию беспрепятственно проходят поезда с российскими военнослужащими. Я говорил Путину, что причин для изменения подписанного договора нет. . . Мы хотим, чтобы Калининград процветал, это в наших коммерческих интересах. . .
- Выступали ли Вы с критикой кровопролитного штурма захваченной террористами осетинской школы?
- Нет, потому как этот вопрос относится исключительно к компетенции Москвы. Они сами должны решать такие проблемы. . . При всем при этом, Вильнюс не приемлет любые теракты. . . Кроме того, мы предложили свою помощь пострадавшим детям, которых готовы принять на лечение.
- Какова ситуация с польским меньшинством?
- Одно из наших достижений заключается в том, что отношения между Литвой и Польшей можно считать наилучшими за весь период современной истории. В том же, что касается польского меньшинства, то никаких насущных проблем нет. В стране действуют польские школы, и существует совет, занимающийся урегулированием возникающих в них проблем.
- Ваша поддержка США по иракскому вопросу привела к обострению отношений с Францией и Германией?
- Разногласия между Вашингтоном, с одной стороны, и Парижем и Берлином, с другой, на Литве не отражаются. Мы сохраняем добрые отношения с США уже более 100 лет (!) - они никогда не признавали советской оккупации. . . Соединенные Штаты являются гарантом свободы, соблюдения прав человека. . . В остальном же, наше участие в иракской кампании чисто символическое. . .
- Сказывается ли Ваше длительное пребывание в США на отношениях с этой страной?
- Я прожил там 50 лет, но это никак не отражается ни на отношениях Литвы с США, ни на моем президентстве. Мне довелось жить в демократической обстановке, в обстановке соблюдения прав человека: подобный опыт нельзя почерпнуть из книг, необходимо лично получить его. В своих действиях в качестве президента я руководствуюсь названными принципами.