После Беслана европейские школы оснащаются камерами, позволяющими защитить детей, не ограничивая их свободу
Мы предпочитаем думать, что наши школы - это приют невинности, свободное пространство, где дети могут познавать мир, не сталкиваясь с грубой реальностью. Но сегодня по всей Европе этот процесс познания проходит под все более тщательным наблюдением.
В школе Портчестер в Борнмуте, городе с одним из самых низких уровней дохода на душу населения в Великобритании, 986 мальчиков в форме и галстуках переходят из одного класса в другой под 'бдительным оком' девяти камер замкнутой системы наблюдения, установленных в коридорах. Над школьной парковкой и спортплощадками вращаются три камеры наружного наблюдения, установленные на пятиметровых столбах.
Экраны установлены в кабинете школьного завхоза Джона Флойда (John Floyd), который бдительно следит, не возникла ли опасность снаружи или внутри. С момента установки камер в 2001 г. расходы школы на замену разбитых стекол сократились с 14380 долларов в год практически до нуля.
Как-то в поле зрения камер попал школьник, разбивший кирпичом в окно за то, что его не пустили на школьную экскурсию, в другой раз - двое воришек с ножницами для резки металла, примеривавшихся к велосипедам учеников. 'Мы не в восторге от того, что приходится вторгаться в частную жизнь, но эта система работает эффективно', - утверждает Флойд. Ученики поначалу протестовали, но теперь уже почти забыли, что за ними наблюдают. В ответ на просьбу показать, где находится одна из камер в коридоре, тринадцатилетний школьник не может ее найти, пока на помощь ему не приходит приятель. 'Мне это нравится, - говорит он. - Они нас защищают'.
В этом учебном году слово 'безопасность' на устах у всех родителей. Захват чеченскими мятежниками школы ? 1 в Беслане, в результате которого погибли сотни детей, стал новым ужасающим прецедентом, но это, конечно, далеко не первый случай, когда жизнь школьников подвергалась опасности. Серия актов насилия, случившихся за последнее десятилетие, вынуждает школьных администраторов принимать превентивные меры против целого ряда угроз - от вандалов и взломщиков до убийц и террористов. 'Акты терроризма в школах происходят крайне редко, но все же случаются', - отмечает Майкл Дорн (Michael Dorn), эксперт по обеспечению безопасности школ из Jane's Information Group, пишущий книгу о терроре в школах. В 2001 и 2003 г. протестанты закладывали самодельные бомбы, сделанные из металлических труб, возле одной из католических школ Бэлфаста. В ноябре прошлого года неизвестные подожгли недавно построенное крыло ортодоксальной еврейской школы в Ганьи, восточном пригороде Парижа. В 1996 г. в начальной школе города Данблейн (Шотландия) были застрелены 16 детей и учитель. В 1999 г. двое подростков расстреляли 12 учеников и тренера в средней школе Колумбайн в штате Колорадо. А в 2002 г. исключенный ученик застрелил 16 человек в одной из средних школ немецкого города Эрфурт.
Поэтому руководители школ понимают: думать, что у них такое случиться не может - опасное заблуждение. И они ищут способы защитить детей и преподавателей как от посторонних, так и от недовольных школьников. К счастью, реальная угроза в подавляющем большинстве случаев ограничивается мелкими актами вандализма - и принимаемые меры предосторожности способствуют сокращению их количества.
В Англии камеры наблюдения в школах получили пожалуй большее распространение, чем в любой другой стране. Камеры уже установлены во многих из 21000 тамошних школ, в ряде случаев они приобретены на государственные средства - после бойни в Данблейне правительство выделило на эти цели 216 миллионов долларов. Запирая школу Портчестер на ночь или на выходные, Джон Флойд переключает систему на дистанционный пульт в центре наблюдения, расположенном в городе Чиппенхэм, примерно в 95 километрах. Центр принадлежит частной компании, поставляющей оборудование наблюдения в 40 школ региона. В пяти из них он осуществляет наблюдение после окончания занятий с помощью высокоскоростной системы подключения через интернет - стоимость этой услуги составляет от 2700 до 5400 долларов в год. Если в какой-то из школ сработает инфракрасный детектор движения, в центре звучит сигнал тревоги. Операторы отслеживают 'незваных гостей' на дисплеях, и, в случае необходимости, вызывают полицию.
Некоторые страны не торопятся следовать примеру англичан. По мнению германских властей, 'электронный глаз', наблюдающий за учениками и преподавателями, способен принести больше вреда, чем пользы. 'За исключением случаев, когда возникает реальная угроза, важно, чтобы мы не подрывали у детей ощущение защищенности в школе, создавая атмосферу, отравленную чувством опасности, - утверждает Йозеф Краус (Josef Kraus), директор средней школы в Баварии, где обучаются 800 детей, и президент Германской ассоциации учителей. - Нам надо, чтобы они могли вести себя беззаботно, но о какой беззаботности может идти речь в атмосфере оруэлловского 'старшего брата''.
Это не означает, что немцы недооценивают опасность. Как рассказал корреспонденту 'Time' председатель парламента Северной Осетии Таймураз Мамсуров, буквально через несколько дней после бесланской бойни в город для получения 'из первых рук' информации о кризисе с заложниками прибыла делегация германской федеральной разведслужбы БНД. (По словам представителей властей Москвы и Московской области, после бесланских событий они намереваются снабдить учеников удостоверениями личности и установить в школах 'тревожные кнопки'). Вполне возможно, меры по усилению безопасности в школах встретят поддержку у немцев - как показал проведенный в феврале опрос общественного мнения, большинство респондентов одобряют установку камер в школах, хотя лишь очень немногие из 42000 школ Германии уже приобрели системы наблюдения.
В 2001 г. в гамбургском Коммерческом училище 'Berliner Tor' были установлены 14 камер стоимостью в 74000 долларов. Мониторы оборудованы в кабинете директора Хайнца Фендерса (Heinz Fanders). Он и слышать не желает аргументов о защите частной жизни. 'Интересы коллективной безопасности школьного сообщества важнее, чем права отдельного человека, - говорит он. - Конечно, мы не собираемся устанавливать камеры в классах - там им совсем не место'.
Перед началом занятий в сентябре этого года, в Capitanio Institute в Бергамо были установлены 24 камеры внутреннего наблюдения, в том числе в лабораторных классах. Это было сделано без всяких консультаций с родителями и профсоюзами. Узнав об этом, именно профсоюзы выразили самый яростный протест. Глава бергамского отделения учительского профсоюза CGIL Коррадо Барачетти (Corrado Barachetti) утверждает: 'Просто вести урок - это одно, а вести его под постоянным наблюдением - совсем другое'.
Школьников этот вопрос, судя по всему, волнует гораздо меньше. С апреля этого года, когда над высокими зелеными железными воротами средней школы имени Генриха Манна, расположенной в одном из неспокойных рабочих районов Берлина, была установлена камера наблюдения, там, по словам шестнадцатилетнего Беньямина Шрера (Benjamin Schror), с которым мы беседовали, когда он с приятелями курил в школьном дворе, 'редко что-то случается'. 'С тех пор, как они поставили камеру, полиция стала появляться здесь гораздо реже'.
Сами по себе камеры наблюдения, возможно, не помогут предотвратить злодеяние, подобное бесланскому - они способны лишь зафиксировать происходящее. Поэтому в школах, которые считаются объектами повышенной опасности - например, еврейских, международных или американских - принимаются дополнительные меры предосторожности. В Американской школе в Париже взимается 'дополнительный сбор' в размере 270 евро для оплаты расходов на сооружение прочных железных ворот, охрану с собаками и камеры наблюдения в ее закрытом загородном кампусе, расположенном в 15 минутах езды от Парижа. В Международной школе Парижа, находящейся в 16-м округе, имеются камеры, но используется и другой способ обеспечения безопасности - анонимность. 'Никакой таблички с названием у нас нет, - говорит бизнес-менеджер школы Изабель Жиро-Каррье (Isabelle Giraud-Carrier). - Мы не трубим на всех перекрестках, что эта школа - международная'.
Школьные администраторы реалистически оценивают эффективность подобных мер. 'Стопроцентной безопасности не бывает, - говорит директор Фендерс из Гамбурга. - Если кто-то замыслил преднамеренное убийство, предотвратить это невозможно - разве что превратив школу в некое подобие тюрьмы Алькатрас. Но на это не пойдут ни наши ученики, ни преподаватели'.