Еще несколько лет назад российские производители скрывали свою продукцию за иностранными названиями. Сегодня же они стремятся как можно сильнее подчеркнуть ее российское происхождение.
За "Русским стандартом" или "Русским продуктом" теперь настала очередь и Russian Cola. Изготовители липко-сладкой смеси своим продуктом делают ставку на патриотические чувства. "Наша Кола для наших людей", - звучит рекламный лозунг, а бутылку украшает красная звезда. Целевой группой продукта являются покупатели, "любящие свою страну и верящие в будущее", - пишет производитель в своем пресс-релизе.
Постоянное растущее число потребителей
Число потребителей, покупающих российские продукты, быстро растет. Еще десять лет назад продукция со знаком "made in Russia" не имела никаких шансов среди покупателей. Зачем покупать шоколад "Красный октябрь", если есть шоколад Cadbery. Голод покупателей на западные продукты, долгое время им недоступные, привел к банкротству многих российских предприятий, - они были не в состоянии конкурировать с западной продукцией. Их продукция больше не пользовалась спросом, качество ее было неустойчивым, а реклама западных фирм обещала покупателям частичку большого далекого мира.
Не помогла и развернутая в 1996 г. кампания "Покупайте российскую продукцию!", инициатором которой выступил президент Ельцин. "Помогите российскому производителю, подарите ему костыль!" - шутили в народе. Только девальвация рубля после кризиса в августе 1998 г. помогла российским товарам снова вернуться на полки супермаркетов. В одночасье импортная продукция стала в четыре раза дороже, оказавшись недоступной среднему россиянину. Многие иностранные предприятия ушли с российского рынка. Нишу заняли новые российские фирмы, успешно соревнующиеся с вернувшимися тем временем обратно иностранными фирмами за благосклонность покупателей.
Предпочтение отечественному
"Сегодня россияне при равном качестве все чаще предпочитают отечественные товары", - сказал недавно в своем интервью газете "Moscow Times" Владимир Естаев, председатель Российского союза рекламных агентств. Западные товары востребованы, но тот, кто хочет иметь более обширную клиентуру, должен ориентироваться на потребности покупателей, - говорит Роберт Пикут (Robert Piekut), директор по маркетингу российского представительства производителя молочной продукции Ehrmann. "Когда 9 лет назад мы впервые стали импортировать в Россию йогурт, нашим преимуществом было то, что все надписи на продуктах были на немецком языке, потому что люди хотели иметь западные продукты, то есть западное качество", - говорит Пикут.
После кризиса россияне стали больше покупать российские продукты. Поэтому Ehrmann счел необходимым найти для своей продукции русские названия и писать их кириллицей. "Между тем покупатели стали ценить происхождение и свежесть продуктов. Поэтому мы информируем наших покупателей о том, что наши продукты сделаны в России и из российского сырья", - говорит Пикут.
"Россию" делает Nestle, и никто этого не замечает
Некоторые иностранные производители совершенно целенаправленно скрывают свои продукты за русскими названиями. "Именно для той продукции, которая типична для России, очень важно происхождение", - говорит Дженифер Галенкамп (Jennifer Galenkamp), пресс-секретарь Nestle в России. Эту идею продовольственный концерн успешно претворил в жизнь, добившись, что марка шоколада "Россия", на обертке которого логотипа Nestle не найти, в условиях жесткой конкуренции на этом сегменте рынка стала ведущей.